Общественная палата России совместно с блогерами организовала «горячую линию» по поводу захвата парковочных мест. Бесспорным лидером по звонкам, как и ожидалось, стала Москва. В столице проблема ощущается повсеместно. При сверхплотном трафике и дефиците парковок это особенно ощутимо.
Чаще всего площадки «отрезают» себе рестораны, отели и банки. Они огораживают столбиками и цепями прилегающую территорию и пускают туда автомобили своих сотрудников и клиентов. На просьбу предоставить документы, подтверждающие такие полномочия, сторожа отвечают бесцеремонным отказом.
При попытке обвести самозахватчиков вокруг пальца люди нарываются на бандитские выпады. «Если водитель, припарковав автомобиль, направляется в другую сторону, то к нему тут же подбегают люди в полувоенной форме и требуют либо заплатить, либо убрать автомобиль куда подальше, – рассказывает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. – В случае оплаты они обещают «помочь выехать», а в противном случае – препятствуют. Встают живым щитом и не выпускают. Мне лично приходилось их плавно выдавливать задом автомобиля. Впрочем, обычно меня спасает сотрудничество с органом власти: я показываю пропуск в мэрию, и он действует на них убедительно. Рядовому гражданину приходится труднее».
Бывает даже так
На Новом Арбате предлагается за двести рублей припарковать машину на пешеходной зоне. Деньги собирает некий представитель южных республик, сидя на табуретке. Для кого он их собирает и с чьего разрешения – вопрос к правоохранительным органам.
Противостояние с охраной незаконных стоянок – дело небезопасное. «Я бы предостерег от того, чтобы оставлять машину вопреки воле сторожей, – говорит Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», член Экспертного совета при комитете Госдумы по транспорту. – Не стоит рисковать автомобилем. Сторожа могут поцарапать его, проколоть шины. Доказать, что это сделали именно они, невозможно. Если охрана не дает вам уехать, надо вызывать полицию. В других случаях (например, с целью пожаловаться на захват земли) обращаться в полицию бесполезно. Трудно поверить, что власть не в курсе этих самозахватов, так как столбики и цепи всем прекрасно видны. Полагаю, речь идет о некоем сговоре захватчиков и властей. Такое сотрудничество необязательно представляет собой денежные отношения – скажем, представитель власти может бесплатно посещать ресторан».
На этом фоне намерение Общественной палаты предоставить в органы власти результаты «горячей линии» выглядит довольно наивно. Особенно если учесть, что наряду с частными организациями самозахваты осуществляет сама власть. К примеру, все министерства за редким исключением блюдут кастовую чистоту «своих» парковок. Им не приходится использовать ограждения – по первой их просьбе машину простолюдина эвакуирует ГИБДД. Это даже придает самозахвату некий оттенок законности. Еще один пример захвата – территория вокруг здания управы района Аэропорт, – говорит депутат Мосгордумы Андрей Клычков. – Жители за нее боролись в течение нескольких лет. Обратились в суд и выиграли его. Однако управа игнорирует не только просьбы этих людей, но и решение суда: шлагбаум как стоял, так и стоит».
Наконец, третья категория захватчиков земли – сами жители. Нередко находчивые граждане ограждают места во дворах и запирают их на замок. «В данном случае о коррупции властей говорить не приходится, – уверен председатель Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов. – Власть не имеет права самовольно убрать такое заграждение. Ей необходимо решение суда, а судиться чиновники не любят. ТСЖ и управляющая компания тоже не располагают средствами воздействия на этих нарушителей, потому что земля находится в ведении города. Самыми могущественными оказываются простые жильцы: сломали ограду – и дело с концом».
В течение этого года Мосгордума планирует принять закон о парковочной деятельности. Остается надеяться, что проблема самозахвата будет в нем учтена и решена. Необходима полная ревизия земли. А также опубликование перечня законных ограждений, чтобы граждане о них знали наверняка.
Аргумент закона
Вероятно, некоторые самозахватчики присвоили бы землю легально, но такой возможности нет. Проезжая часть не может быть арендована или приватизирована. Для этого надо менять назначение земли, то есть делать перепланировку территории. Процесс слишком серьезный – в ходе него станет очевидно, что такая затея недопустима. Самозахват остается единственным решением. Это может объяснить поведение нарушителей, но оправдать – едва ли.