Московские власти приостановили процесс реформирования ДЕЗов, запущенный еще экс-мэром Лужковым. Иными словами, государственные унитарные предприятия «Дирекция единого заказчика» временно исключены из списка объектов приватизации. Кроме того, Сергеем Собяниным принято решение о проверке эффективности работы частных управляющих компаний, постепенно приходящих на смену ДЕЗам.
По законам рынка
На сегодняшний день эксплуатацией и содержанием многоквартирных жилых домов столицы занимаются либо ДЕЗы, либо частные управляющие компании. Вторые начали появляться в Москве в рамках развития конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами. Важно, что форму управления вправе выбирать сами собственники помещений многоквартирных домов. Доступен для москвичей выбор и между управляющими компаниями.
Стоит отметить, что постепенно с частными управляющими компаниями начинает сотрудничать все больше многоквартирных домов города. Причина тому – отсутствие у ДЕЗов гибкости в вопросах взаимодействия с гражданами. «Действительно, ДЕЗы показали свою неэффективность, – говорит Игорь Колесников, эксперт Института экономики города. – Они менее свободны в выборе подходящего способа управления, в выборе наиболее оптимальных форм взаимодействия. ДЕЗы руководствуются теми тарифами, которые устанавливают для них органы власти. В случае когда в дом приходит коммерческая управляющая компания, собственники жилья всегда могут договориться с ней о перечне необходимых работ, их объемах и стоимости».
Такой поворот событий весьма негативно отразился на государственных ДЕЗах. Многие из них сегодня находятся в предбанкротном состоянии, с большими задолженностями перед ресурсоснабжающими организациями. Именно поэтому приостановка приватизации ДЕЗов, как заметила Галина Хованская, депутат Госдумы, отчасти связана и с их финансовым состоянием. «Конечно, если власти Москвы будут разбираться в эффективности, профессионализме и добросовестности управляющих организаций независимо от формы собственности, то это только заслуживает внимания», – добавляет депутат.
Между тем деятельность и ДЕЗов, и частных управляющих компаний вызывает у экспертов ряд вопросов. Делится соображениями Вероника Панкова, председатель Комитета защиты прав потребителей риелторских услуг ГРМ. – Возможно, создание частных управляющих компаний – это и неплохая идея, но она должна быть эффективной и окупаемой. Однако практика показывает, что это очередные «кормушки» для приближенных к ним людей. Государственные ДЕЗы тоже в принципе давно испортили свою репутацию. Одним словом, сегодня и в ДЕЗах, и в частных управляющих компаниях творятся жуткие беспорядки».
Аналогичного мнения придерживается и Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко»: «Приватизированные ДЕЗы по сути ничем не отличаются от неприватизированных. Коррупции и мошенничества с коммунальными услугами меньше не становится. Здесь самый главный вопрос – контроль за ДЕЗами и частными управляющими компаниями, которого нет».
Власти опаздывают
Становится очевидным, что ключ к эффективной и честной работе как ДЕЗов, так и частных управляющих компаний, заключается в ужесточении контроля за их деятельностью. Вместе с тем в Москве уже существуют жилищные инспекции, у которых в связи с поправками в налоговый кодекс появились новые полномочия. Так, сегодня они могут контролировать не только товарищества, но и управляющие организации и даже отслеживать, насколько легально и корректно произошел выбор той или иной управляющей организации.
«Согласно постановлению о прозрачности деятельности и стандартах раскрытия информации, которое вышло в прошлом году, управляющие компании должны предоставить отчет за каждый прошедший год, – говорит Галина Хованская, депутат Госдумы. – Они должны полностью раскрывать информацию о предоставленных работах, услугах и всей своей хозяйственной деятельности. Возможности контроля в Москве появились. Но механизм усиления контроля запущен только недавно, а проблемы возникли лет пять назад. К сожалению, и правительство, и Минрегион, и региональные власти в этом смысле очень опаздывают».
Планируется, что осенью 2011 г. Минрегион разработает единый сайт, где будет размещена информация о деятельности каждой управляющей организации города. А пока москвичи вынуждены искать эти данные в трех возможных источниках: на сайте самой управляющей организации, на сайте органов местного самоуправления или на городском сайте.
«Информация о деятельности управляющих организаций должна появляться на сайтах еще с 1 января 2011 года, – говорит Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». – Но пока принятые постановления о прозрачности деятельности осуществляются с большим скрипом. Мало того, в них указаны не очень четкие критерии того, какая информация должна предоставляться. Пока лишь продолжают поступать данные о том, что происходят очень большие мошенничества. Например, при взимании с жителей денег за тепло у поставщиков идет закупка по счетчику. Жителям же тепло продается по нормативам, при этом «навариваются» огромные суммы. Причем такими махинациями занимаются управляющие организации, независимо от форм собственности».
Пути развития
Возвращаясь к вопросу приостановки приватизации ДЕЗов, можно отметить, что эксперты довольно скептично относятся к этой мере и придерживаются своего мнения о путях выхода из сложившейся ситуации. «Решение московских властей только консервирует негативные тенденции, которые складываются в сфере управления многоквартирными домами», – уверен Игорь Колесников, эксперт Института экономики города.
«Здесь надо принимать другое решение, – говорит Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». – Нужно устанавливать обратную связь между гражданами-потребителями коммунальных услуг и управляющими организациями. Должно быть реальное местное самоуправление на уровне районов, которое контролировало бы ДЕЗы. Тогда бы они более живо реагировали на потребности жителей и меньше бы воровали».
Соглашается с этим Вероника Панкова, председатель Комитета защиты прав потребителей риелторских услуг ГРМ: «Я – юрист и работаю на рынке недвижимости, но когда получаю «платежки» за свою квартплату, то просто попадаю в тупик. Каждый месяц сумма становится больше. Нужно, чтобы в любое время суток люди могли позвонить и разобраться в такой проблеме. И главное – должна оказываться реальная помощь».
На сегодняшний день в Москве, безусловно, есть примеры хорошо работающих управляющих компаний и ДЕЗов. Как правило, такие организации дорожат своей репутацией. При грамотных шагах по контролю и налаживанию «обратной связи» у города есть все шансы получить больше профессиональных и честных управляющих компаний, приближенный к европейскому уровню.