Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 32(273) от 18.08.2011

Голосование в паутине

, 17:26

К 2016 году у жителей Москвы будет техническая возможность голосовать на выборах через Интернет, Вопрос в том, сумеют ли они это сделать и захотят ли.

Даже инициаторы внедрения голосования через Интернет понимают, что люди к таким новациям пока не готовы. Слишком много вопросов и сомнений к обычным «бумажным» выборам – а тут еще малопонятные большинству людей компьютеры... ЦИК уже пробовал проводить подобные эксперименты, например, в 2008 г. в городе Новомосковск Тульской области. Но, судя по тому, что идея развития не получила, эксперимент не слишком удался.

«Вряд ли в нашей стране кто-то поверит в честность таких выборов, – предсказывает Валерий Ракшин, депутат Государственной думы.  Подтасовать результаты голосования очень просто, учитывая удаленность голосующего и «правильный» контроль. И даже если и предположить, что все пройдет честно, никто не застрахован от сбоя в электронике. Тогда ваш голос могут учесть неправильно либо не учесть вообще. И еще: мало ли кто может проголосовать вместо вас, используя соответствующий доступ. Ведь пока непонятно, как именно станет осуществляться данный доступ, – будет ли это цифровая подпись или столь любимая правительством Москвы универсальная электронная карта. В любом случае такая технология фактически не обеспечивает анонимности – у каждого компьютера в сети есть адрес. В общем, свой голос я бы Интернету не доверил».

Пока электроника непосредственно на выборах ограничена системами
КОИБ и КЭГ. КОИБ означает «комплекс обработки избирательных бюллетеней». Он представляет собой, по сути, ящик со сканером, считывающий информацию с обычного бумажного бюллетеня. КЭГ – комплекс электронного голосования – устройство, которое заменяет привычные листы. «Галочка» ставится нажатием соответствующей позиции на сенсорном экране. Используется электроника на выборах уже с 2004 г., и до сих пор сбоев в ее работе не зафиксировано. Но доверия у людей она не вызывает – что уж говорить о еще не освоенном многими Интернете...

«Я не технарь, – признается Николай Фигуровский, начальник Управления по связям с общественностью и средствами массовой информации МГД. – У нас еще слабый уровень защиты информации. Сначала с этим надо разобраться, чтобы один человек ни 10, ни 110 раз проголосовать не мог. А то пока у нас хакеры значительно сильнее, чем разработчики».

Много вопросов возникает и по поводу анонимности интернет-голосования. «Если будем голосовать анонимно, как во время обычных опросов, то возможность фальсификации в этой системе просто безгранична, – считает Александр Золотов, генеральный директор РосНИИТ. – А если это будет производиться персонально с электронной карты, тогда нарушается конституционный принцип о тайне голосования».

Электронная схема голосования нарушает действующее законодательство, которое требует личного участия граждан в выборах. «Должны быть явка избирателя непосредственно в участок, проверка его паспорта, дееспособности – для чего и существует избирательная комиссия, – поясняет адвокат Владимир Жеребенков. – Иначе за народ станут голосовать и выбирать кандидатов сотрудники ФАПСИ или других служб, у которых будет возможность вторгаться в программное обеспечение этих избирательных комплексов».

«Проблему честных выборов Интернет не решит, – говорит Александр Закандырин, лидер движения «Наша столица». – Ведь нечестность возникает еще на этапе выдвижения кандидатов, их доступа к информационным каналам. Очевидно, что в Москве у партии власти монополия, оппозиционным кандидатам практически невозможно ничего о себе сообщить».

Дело не в том, каким образом люди будут голосовать. А в том, будет ли их волеизъявление свободным. «Сделать выборы свободными – это очень просто, – уверена правозащитница Людмила Алексеева. – Так же, как во многих странах. Не вмешиваться. Создать участки. Освободить телевизионное время для тех, кто претендует на избрание. И дать людям самим решить, кого они будут избирать и как. А по Интернету или в урны, при ручном подсчете или электронном – задача чисто техническая. Вопрос не в этом. Надо, чтобы на людей не давили во время выборов. И не оболванивали с помощью телевизоров».

А вот в чем не приходится сомневаться – так это в том, что на организацию интернет-голосования, если оно будет одобрено властями, найдутся миллиарды рублей. Из них лишь малая часть достанется разработчикам. И неплохая, в общем, современная идея утонет в коррупционном болоте. Во взаимном недоверии государства и его граждан.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram