Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 32(273) от 18.08.2011

Вместо надбавок учителям введут стимуляторы

, 17:16

Последние дни общественность взбудоражена слухом об отмене «лужковских» надбавок московским учителям. Документального подтверждения этого факта пока нет. Однако известно, что с сентября 2012 г. все школы столицы перейдут на новую систему финансирования и оплаты труда. И главный вопрос сегодня заключается в следующем: какими в итоге будут зарплаты московских педагогов?

В наступающем учебном году учителя из 259 московских школ будут получать зарплату в соответствии с новой системой финансирования и оплаты труда. Из них 125 школ участвуют в пилотном проекте еще с апреля. А 134 учебных заведения присоединятся к ним в сентябре. Надбавки в этих педагогических коллективах заменяют на стимулирующие выплаты, которые будут определяться по результатам работы каждого преподавателя.

Такие новости неизбежно вызвали негативную реакцию большинства москвичей.

«Психологически на человека всегда сильно действует отмена каких-либо льгот или прав, – говорит Олег Леонидович Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования.  Это очень волнительно и может снизить уровень инициативности в работе. Учитель – важное звено в нашем обществе, так же как врач или военный. Если мы отнимаем у него надбавку, мы оскорбляем его, наносим психологическую травму».

В обратном уверяет Александр Гаврилов, руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы: «Прежние надбавки устанавливались вне зависимости от результатов работы человека. Иными словами, однажды установленная надбавка за статус педагога практически давала человеку возможность не работать. Ему и так платили. Новая система при сохранении прежних объемов оклада предусматривает, что за хорошую работу учителя стимулируются дополнительными выплатами. Поэтому ни один московский педагог при сохранении прежних объемов работы не будет получать меньше денег. У тех же, кто покажет хорошие результаты, зарплата только увеличится.

В Москве сегодня действует пилотный проект по развитию общего образования. Он предусматривает увеличение нормативов финансирования образовательных учреждений. По некоторым школам это приведет к росту их бюджета до 40%. Городское правительство выделило большие деньги для того, чтобы они пошли в первую очередь на зарплаты учителям. Поэтому стоит говорить не об уменьшении заработной платы, а об ее увеличении».

По данным Департамента образования, в 2012 г. фонд оплаты труда московских школ за счет новой системы финансирования увеличится на 15 млрд. рублей. Решение о размере стимулирующей части зарплаты каждого учителя будет приниматься коллегиально, при участии директора школы, наблюдательных советов, родителей и учеников в соответствии с рекомендациями по оценке результативности, разработанными Департаментом образования. Мало того, планируется, что для прозрачности всех действий эта информация будет вывешиваться на интернет-сайте каждого образовательного учреждения.

«Сама по себе идея стимулирующего фонда интересна, – делится соображениями Алла Абрамовна Шушковская, директор центра образования №1471. – Однако здесь очень важны критерии оценки успехов учителей. Они должны быть сформулированы максимально четко. Иначе можно не избежать субъективности оценок по отношению к отдельно взятому педагогу».

Перенос даты ввода новой системы оплаты труда с осени 2011 г. (как это планировалось ранее) на осень 2012 г. вызывает особенно много вопросов и размышлений. «Понятно, почему система будет введена с сентября 2012 года, – говорит Антон Владимирович Беляков, депутат Госдумы.  Если окажется, что она приведет к ухудшению материального и социального положения педагогов, то с учетом предстоящих в декабре 2011 года думских выборов, а в марте 2012 года – президентских, этого делать нельзя. Сегодня мы начинаем пожинать проблемы, связанные с коммерциализацией образования и здравоохранения. Главная проблема состоит не в надбавках, а в том, что мы ввели финансирование по остаточному принципу».

«На образование у нас уходит всего 3,5% бюджета, – соглашается с предыдущим экспертом Олег Леонидович Сергеев, эксперт Всероссийского фонда образования. – Это примерно как в африканских республиках. Одновременно осуществляются, можно сказать, диверсионные действия по пересмотру системы оплаты».

Примечательно, что на сегодняшний день школы Москвы с интересом присматриваются к новой системе финансирования. По словам Александра Гаврилова, руководителя пресс-службы Департамента образования Москвы, из школ столицы поступают пожелания о присоединении к пилотному проекту. «Желающих очень много. И если бы все было так плохо, как многие считают, наверняка школы не стремились бы к этому», – заключает г-н Гаврилов.

Итак, в сентябре 2011 г. тысячи учителей Москвы впервые получат заработную плату согласно новой системе начисления. Однако на сегодняшний день со 100%-ной уверенностью мало кто может однозначно сказать, к каким именно результатам приведут благие побуждения властей Москвы.

Аргумент депутата

Андрей Клычков, руководитель фракции КПРФ в Московской городской думе:

- Отмена надбавок и переход на новую систему оплаты труда – это очередной шаг в рамках реформы образования, против которой мы выступаем. Считается, что за учителем сохранится базовая часть зарплаты, а стимулирующая часть, которая, как предполагается, будет достигать 40%, будет распределяться директором школы.

Как заявляют чиновники, такая система заставит учителей работать лучше. Однако, на мой взгляд, как и вся реформа образования, такая система оплаты труда приведет к негативным последствиям не только для учителей, но и для образования в целом. 

Во-первых, сама система определения качества работы учителя и введение понятия «ученико-часов» вызывает больше вопросов, чем ответов. Получается, что учитель хороший, если его ученики получают хорошие оценки, побеждают на олимпиадах и т.д.
Но ведь объективно не все дети могут учиться на одни четверки и пятерки. Что делать учителям, которым достался слабый класс? Вполне возможно, что даже очень хороший учитель, загнанный в тупик, вынужден будет завышать оценки, чтобы получить более-менее нормальную зарплату. Все поголовно начнут вводить тестирование – подготовку к ЕГЭ, и будет просто не до творческого учебного процесса.

Во-вторых, эта система приведет к напряженности и конкуренции в трудовом коллективе, тем более что далеко не все директора способны беспристрастно относиться к вопросу начисления зарплаты. Вполне возможно, что личные отношения получат материальное выражение.

Наконец, нововведения могут привести к тому, что учителя просто начнут уходить из школы. Многие преподаватели, особенно старой закалки, уже сейчас говорят о том, что копить баллы ради премии – это унижение. И не факт, что в школах в итоге останутся лучшие учителя».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram