Мэрия сделала жест доброй воли: желающие торговать на городских ярмарках место на них получают бесплатно, а не за тысячу рублей, и не за три, как раньше. Маленькая поблажка микробизнесу не меняет, однако, пренебрежительного, по сути, отношения к нему столичных властей. И выглядит откровенно популистской мерой.
Когда-то, еще в советское время, рынки и ярмарки были единственной легальной формой частной торговли. То, что экономисты называют микробизнесом, расцвело в Москве в начале 90-х. Появились первые, почти стихийные, торговые ряды. Часть ярмарок со временем превратилась в рынки. Покупателям разница, может, и не очень заметна, но она есть. Рынок – это стационарное учреждение и к тому же юридическое лицо, которое функционирует на основании аренды или права собственности. А ярмарка – на основании решения местных властей. Она может появиться в любом месте и проработать три дня, с пятницы по воскресенье.
Организатор подобной торговли обязан обеспечить охрану и уборку. Раньше эти услуги оплачивали торговцы, а теперь – мэрия. «Город почти ничего не потеряет: эти фискальные сборы составляют сотые доли процента от городского бюджета, если не тысячные, – говорит депутат Госдумы Олег Куликов. – Но это именно жест, да и только. Он призван загладить перед выборами то негативное впечатление, которое произвела новая московская власть своими действиями в адрес микробизнеса».
В Москве стоило бы полностью пересмотреть организацию ярмарок. Сейчас этот формат торговли используется не по назначению: торгуют носками, бритвенными станками – тем, что можно купить и в магазине. Ярмарка должна предлагать покупателю товар . Его не допускают на прилавки под предлогом защиты прав потребителей: дескать, несертифицированными продуктами можно отравиться (хотя они как раз выращены в экологически чистых условиях). «Поэтому бабушкам с огородной продукцией приходится ютиться около метро, где их гоняют полицейские и состригают с них посильную денежку, – отмечает предприниматель Роман Жигульский. – Между тем, например, в Лондоне есть ярмарка с сельскохозяйственной продукцией в самом центре города. И никого не смущает, что это не очень красиво смотрится или что от прилавков попахивает рыбой. Сергею Собянину от такого зрелища стало бы дурно. В Москве этого и вообразить нельзя, здесь все делается в интересах крупных сетевых компаний».
Для некоторых торговцев бесплатный доступ на ярмарку – действительно щедрый жест. Если торгуешь картошкой или луком, то много денег не выручишь. В этом случае тысяча рублей, которую приходилось платить за право торговать, была вполне сопоставима с размером прибыли. «Но бесплатный доступ вовсе не гарантирует доступность как таковую, – считает Роман Жигульский. – Ведь число торговых мест не бесконечно. Казалось бы, смысл ярмарки в том, чтобы крестьянин, дачник или индивидуальный предприниматель могли сесть за прилавок и продать свой товар покупателю напрямую, без посредников. Но на деле они сталкиваются с кругом торговцев, которые являются для организаторов ярмарки «своими». Они не интересны организаторам, потому что хотят поторговать только пару раз. И в итоге вынуждены сбывать свой товар продавцам, закрепившимся «на постоянной основе».
Представители малого бизнеса, пострадавшие от московских ларечно-рыночных репрессий, тоже не смогут поправить свое положение за счет ярмарок. Торговля продолжительностью три дня в неделю – это лишь подработка, но никак не основной доход. «Неужели власти всерьез считают компенсацией бесплатный доступ на ярмарку? – недоумевает предприниматель Надежда Баранова. – Очевидно, что за три дня особо не заработаешь, к тому же это строго сезонная форма торговли. Мы тоже можем предложить мэрии: получайте зарплату за три дня в неделю и только летом – и ни в чем себе не отказывайте». Р. Жигульский придерживается того же мнения: «Малый бизнес уже не тешит себя надеждами. Политически все направлено против нас. Очередные тому подтверждения – законы о том, что напитки с содержанием спирта 0,5% являются алкогольными и о том, что в ларьках нельзя торговать пивом».
Разумеется, жест рассчитан на общественное мнение в целом – тех, кто сам занимается микробизнесом, не обманешь. Реальной поддержкой стали бы, например, дешевые кредиты. Но столичное правительство, хоть это и в его власти, с такой помощью не спешит.