Сергей Собянин издал приказ: служебные машины должны использоваться чиновниками исключительно при выполнении их должностных обязанностей. Кто и как будет контролировать ситуацию, из текста неясно. Зато четко прописаны условия компенсации служащим, использующим в служебных целях свой личный автомобиль.
В принципе запрет на использование служебного транспорта в личных целях существовал еще с советских времен, а в 2004 г. был подтвержден федеральным законом. С. Собянин не изобрел в сущности ничего нового, но звучит его приказ строго и даже красиво. Видимо, чтобы понравиться избирателям. «Такая болезненная реакция на собственные шикарные служебные автомобили у высоких чиновников случается, как правило, перед выборами, – замечает депутат ГД Антон Беляков. – Затем агрессия утихает, голос совести уже еле слышен. А уж после волеизъявления народа все противоречия внутри себя любимого окончательно притупляются, сходят на «нет».
Четыре года назад Борис Грызлов в присутствии нескольких телеканалов решительно снимал с автомобиля мигалку. Вслед за ним это действие повторили многие «птенцы гнезда Бориса Всеволодовича». Высокие милицейские чины, увидев такой почин, лично встали посредине Кутузовского проспекта и отлавливали незаконных владельцев маячков, спецпропусков и прочих атрибутов власти. Многие слуги народа в демократическом порыве даже сняли свои спецномера с флажками, но потом одумались. И уже вскоре появилась новая серия коронных номеров – АМР 97. Зато в метро чиновников высокого ранга почему-то не видно. А сам Собянин сейчас в отпуске. Интересно, где его служебное авто: в гараже мэрии?»
Контролировать перемещения служебной машины всегда было затруднительно. Надеяться на гражданскую совесть водителя – наивно. Отказ везти шефа по личным делам наверняка закончится для него увольнением – как и «стук» постфактум. Путевой лист подписывается самим чиновником, километраж – не показатель, да и скрутить его с помощью компьютера на новых иномарках не проблема.
Из всех способов контроля, которых не могло быть раньше и которые есть сейчас, действенными могут оказаться датчики GPS и ГЛОНАСС. «И тогда будет ясно, куда человек поехал: на работу или в магазин, – говорит Михаил Пашкин, глава Координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы. – Ясно, что ГИБДД не будет тормозить служебные машины и жестко спрашивать: куда направляетесь? Московская полиция сама иногда выезжает на служебном транспорте за МКАД «по делам», хотя это можно делать только с разрешения начальника ГУВД».
Но и ГЛОНАСС – не панацея, так как первым, кто увидит ее показания, будет чиновник, катающийся на служебной машине. «Можно поставить видеорегистратор с защитой от вмешательства, – предлагает Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». – Одна камера снимает перед капотом, другая в салоне. Регулярно делать выборочные проверки. Это ведь не личная территория – почему бы и нет?! И если чужой в салоне или попытка проникновения в видеокамеру, – короткий «разбор полетов» и оргвыводы. Обижаться госслужащему на то, что он под колпаком, не пристало: такая работа, надо быть открытым и честным и в глазке видеокамеры, и в глазах людей. Надо только четко прописать, какая административная ответственность будет наступать у нарушителя». Однако о таких мерах в приказе – ни слова.
Важный и также нерешенный вопрос – какая служба будет проверять показания датчиков и камер. Кто рискнет строго спросить с высших чиновников мэрии за запрещенные приказом передвижения? Кто станет решать, какую поездку считать личной, а какую служебной? Как определить, поехал чиновник, к примеру, в ресторан просто покушать или на деловую встречу?
«У более-менее крупного служащего бюрократического аппарата день расписан по минутам, – описывает нелегкую чиновничью жизнь Александр Закандырин, председатель общественного движения «Наша столица». – Сначала выезд с Рублевки, затем завтрак в ресторане, где ответственный работник планирует свой рабочий день, общаясь с коммерсантами. Законом это не запрещено. Затем посещение рабочего кабинета, короткое совещание. Опять встречи в городе, обед с партнерами по бизнесу. И так до вечера.
График плотный, по пробкам везде не поспеть. Как видите, служебный автомобиль, лучше с мигалкой, жизненно необходим! Другое дело, если машина обслуживает родственников, – за это надо наказывать. А в остальном, повторюсь, очень трудно определить, где заканчиваются служебные дела и начинаются личные. Расходы на автопарк серьезные, но их не сравнить с теми, которые происходят от непрофессиональных решений в градостроительстве; от откатов и вывоза денег за рубеж.
Вопрос о служебном транспорте лучше развернуть в другом направлении – зачем чиновникам такие дорогие служебные машины?! Скромнее надо быть. Хватит и шикарных авто в личном гараже для жен и детей. Лучше всего брать для госслужащих транспорт в аренду».
«Спросите любого, кто имеет сегодня служебный транспорт, согласится ли он поменять государственную машину на приличную денежную компенсацию в половину суммы, что тратится на содержание его служебного авто? Скорее всего, чиновник согласится на обмен и будет нанимать авто или ездить на общественном транспорте, – полагает кандидат экономических наук, профессор Александр Починок. – Нигде в мире нет столько служебного транспорта, как у нас. Первые лица государства могут ездить за государственный счет. Но, скажем, начальник столичного департамента должен кататься либо на личном транспорте, либо на такси».
Приказ Собянина поощряет чиновников использовать личный автомобиль в служебных целях. И в отличие от способов контроля механизм компенсации прописан очень подробно. Она должна покрывать расходы «на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт». Размер компенсации будет определяться в зависимости от технических параметров личного транспорта, прежде всего – объема двигателя. Чем он больше, тем выше компенсация. Фактически чиновников провоцируют на езду в джипах, а не в малолитражках.
Предложение пересесть на общественный транспорт в мэрии даже не рассматривается. Проблемы бюрократов всегда решаются методом пряника. «А когда это касается простых москвичей – в дело сразу идет кнут, – считает Валерий Рашкин, депутат Государственной думы, фракция КПРФ. – Достаточно вспомнить повышение штрафов за парковку в неположенном месте, за безбилетный проезд в общественном транспорте. Если бы к народу у нас относились, как к чиновникам, тогда за правильную парковку и вовремя оплаченный проезд тоже всем доплачивали бы. На мой взгляд, предложенные мэром компенсации могут привести к злоупотреблениям, и в итоге чиновники еще и личные автомобили будут содержать за счет налогоплательщиков. Я лично предложил бы вместо поощрений в виде компенсации ввести жесткую ответственность за использование служебных машин в личных целях. А отслеживать такие факты помогли бы москвичи».
Москвичи уже согласны. Общество «Синие ведерки» призывает мэрию опубликовать номера ее служебных автомобилей – чтобы организовать общественный контроль за их перемещениями.