Сергей Собянин заявил, что в Москве обнаружены огромные площади бесхозных земель: 2 млн. кв. метров дорог и 25 млн. кв. метров озелененных территорий. Эти объекты никто не чистил и не ремонтировал. Теперь их наконец-то закрепят за префектурами и районными управами.
Недороги дороги
«В советское время все эти территории были на балансе города, но в результате реструктуризации органов власти они «потерялись», – поясняет депутат Мосгордумы Олег Бочаров, председатель Комиссии по государственной собственности и землепользованию. – Соответственно, они не были отражены в бюджете, и содержать их было не на что. Шел «футбол»: жители жаловались в районную управу, и управа направляла их в город, а город направлял обратно в управу. Решить эту проблему можно только системно – для всех территорий разом. Вопрос лежит в политической плоскости, и очень правильно, что за него взялся сам мэр».
Депутат Мосгордумы Сергей Гончаров также приветствует инициативу мэра: «С. Собянин проводит полную ревизию хозяйственного комплекса Москвы: разоблачает липовые ТСЖ, выявляет недвижимость, используемую не по назначению, а теперь взялся и за бесхозные территории. В столице повелось так: если проект не приносит чиновникам большую прибыль в виде отката, то он им неинтересен. Отремонтировать стометровый проезд – это не так привлекательно, как построить трассу от Москвы до Санкт-Петербурга. Поэтому маленькие дороги оказались заброшены. С. Собянин решил воздействовать на чиновников своим авторитетом, чтобы они вспомнили об этих «заусенцах». Москва в нынешнем году выделила вдвое больше средств на городскую инфраструктуру. Если мы и теперь не наведем порядок, то я не знаю, сколько нужно денег московским дорожникам для удовлетворения своих аппетитов».
«Некоторые московские дороги, в основном переулки, абсолютно разбиты, – комментирует лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – С советских времен их не ремонтировали ни разу. Они нигде не числятся – значит, у чиновника нет необходимости их обслуживать, поскольку начальство с них спрашивает по бумагам, а не по реалиям. То, что эта проблема выявлена, вселяет надежду. Город движется в правильном направлении».
Где свобода, там природа
Однако с зелеными насаждениями ситуация обстоит не так просто, как с дорогами. У экологов собянинская инициатива вызывает не радость, а опасение.
«Московские власти путают озелененные зоны, имеющие декоративную функцию, и природные территории, которые играют роль «легких» города, – говорит эколог Борис Самойлов, редактор Красной книги Москвы. – Озелененные зоны (парки, скверы, бульвары) действительно находятся в ужасном состоянии и нуждаются в заботе. Было бы здорово, если бы речь шла только о них. Но мэрия вторгается в островки леса. При Ю. Лужкове заброшенным назвали Царицынский лес и принялись приводить его в «порядок». Это закончилось катастрофой. От полуторавекового широколиственного леса остался умирающий древостой. Листва с него осыпается уже в июне. Ему осталось жить 10–12 лет. Трава там не растет, вся земля потрескалась. Ежей, соловьев и дроздов не осталось. Словом, город потратил миллионы на то, чтобы убить лес.
При С. Собянине эта политика получила особенное распространение. Власти не понимают, что в лесной зоне достаточно сделать уборку и поставить лавочки. Они хотят непременно превращать лесные зоны в парковые. С. Собянин рассматривает Москву как Тюмень, вокруг которой сплошь тайга. Он не берет во внимание, что столица со всех сторон застроена. Город нуждается не в зеленых декорациях, а в средозащитных зонах, иначе москвичи будут чахнуть. Недавно в результате «наведения порядка» был загублен парк «Радуга» около Кускова. С. Собянин показательно посадил трехметровую ель – она не прижилась. Там все теперь погибает, поскольку почвенный слой уничтожили, залив парк гектарами асфальта».
Другой недавний пример – дубовая роща в Тушине. Пока была заброшена, там цвели ландыши и плодоносили орехи. Однако чиновники решили освоить большую сумму денег: исполосовали рощу тропинками из плитки, проложив их в двух-трех метрах друг от друга. Раньше жители могли поваляться на травке и послушать пение птиц, а теперь они борются с «благоустроителями» и для этого даже дежурят по ночам…