В десять раз, со ста до тысячи рублей, увеличивается штраф за безбилетный проезд в метро и наземном общественном транспорте – Мосгордума уже приняла соответствующие поправки в городской Кодекс об административных правонарушениях. Взимать дань с «зайцев» будут 300 специально нанятых контролеров, причем первое время делать это они станут на всякий случай в сопровождении полицейских.
Штраф – это наказание, и оно должно быть чувствительным, решили московские депутаты, принимая большинством голосов поправки в КоАП Москвы. Порог чувствительности законодатели определили в тысячу рублей, что составляет десятую часть от принятой в столице минимальной заработной платы и равно стоимости проездного билета на месяц. Установленный еще в 2002 г. штраф в 100 руб. уже не оказывает на москвичей воспитательного действия. По прикидкам главы Департамента транспорта Николая Лямова, без билетов катается в городском транспорте почти треть пассажиров.
В советское время «зайцев» били рублем еще сильнее, вспоминает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников: «Тогда поездка на автобусе стоила пятачок, а штраф – 3 рубля, то есть соотношение было 1 к 60. Сегодня 28 рублей к тысяче – это заметно меньше, примерно 1 к 36. Да, тоже сурово, но справедливо. А то в вечернее время каждый пятый пытается перепрыгнуть турникеты в метро, и в результате многомиллиардные дотации идут из бюджета на покрытие расходов городского пассажирского транспорта».
Поддерживает его и Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора»: «Если человек не соблюдает законы города, в котором он проживает, его надо безжалостно наказывать рублем. Такая наука обязательно пойдет на пользу. Власти же, со своей стороны, должны сделать удобным приобретение проездных документов. Например, в метро надо поставить автоматы, чтобы люди не томились в очередях».
Слишком строгим сочли штраф в тысячу рублей только депутаты МГД от фракции КПРФ. Они предложили ограничить его тремя сотнями рублей, что соответствует, по их мнению, уровню жизни тех людей, которые преимущественно и пользуются общественным транспортом – низкообеспеченных жителей города. Однако большинство в МГД не поддержало поправку. «Судя по новым московским порядкам, видимо, скоро повышение штрафных санкций докатится и до Северной столицы, – предчувствует Олег Нилов, депутат городского собрания Санкт-Петербурга. – Нет бы у других соседей поучиться, у финнов. Там социальные службы дают малообеспеченным деньги на жилье, а на транспорт – специальную карточку. У нас большинство нарушителей – это бедные и нищие люди. Студенты, безработные. Как в Москве, так и в Питере есть люди, которые так строят планы на день: или лишний раз в гости съездить на транспорте, или поесть поплотнее».
На билеты – с мафии
Главная причина безбилетного проезда – высокая для большинства москвичей стоимость проезда, уверен и председатель центрального совета движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов: «Не стоит ориентироваться на среднедушевой месячный доход москвича в 43 тысячи рублей, который получается от сложения доходов миллиардеров с пенсионерами.
В столице более половины жителей существуют на доходы в 25 тысяч рублей в месяц. Пенсионеры ездят бесплатно, но кроме них есть еще 32% низкообеспеченных москвичей, которые и являются в основном пассажирами общественного транспорта, так как не могут позволить себе ездить на автомобиле, который обходится еще дороже. Две поездки на метро и две на общественном транспорте стоят 106 рублей в день, поездки в выходные дни – еще 50–100 рублей в день. Даже с учетом скидок на проездные билеты получается, что расходы на транспорт составляют 2000–2500 рублей в месяц.
И нельзя забывать, что у нас в городе трудятся тысячи жителей области, у которых заработок, как правило, не превышает 5–6 тысяч рублей. Конечно, штраф за безбилетный проезд должен быть, но такой, чтобы не лишать гражданина средств к существованию. Достаточно было бы 400 рублей. Кроме того, прежде чем вводить новые штрафы, необходимо ликвидировать криминальный бизнес, построенный на фальшивых проездных документах».
По данным МВД, ежедневно в Москве продается до 100 тыс. поддельных проездных билетов. За год ущерб от их продажи, как подсчитали в Мосгортрансе, составляет 1 млрд. рублей. Но общественный транспорт тем не менее остается рентабельным, то есть его расходы не превышают доходы. Значит, стоимость проезда сознательно завышена на ту сумму, которую Мосгортранс теряет из-за билетной мафии – это примерно 33% от стоимости поездки.
Если бы законодательная и исполнительная власти Москвы боролись не с «зайцами», а с преступниками, занимающимися изготовлением, и распространением фальшивых билетов, и тем самым повысили доход Мосгортранса на 1 млрд. руб. в год, то проезд мог бы стоить меньше 20 рублей... «Решение транспортных проблем должно осуществляться не за счет повышения штрафов, а, наоборот, за счет кардинального снижения стоимости проезда в общественном транспорте, – убежден депутат МГД от фракции КПРФ Андрей Клычков. – Возможно, стоило бы перейти к вообще бесплатному проезду. Нашлись ведь в бюджете средства на установку АСКП – Автоматизированной системы контроля проезда, которая обошлась бюджету в 2,8 миллиарда рублей и оказалась совершенно провальной. Почему же бюджет не может профинансировать общественный транспорт, – чтобы пользоваться им стало действительно удобнее, дешевле и выгоднее, чем ездить на автомобиле. На мой взгляд, повышение штрафов – это ставшее уже традиционным для единороссов желание переложить проблему с больной головы на здоровую». Тут «Яблоко» солидарно с КПРФ: «Надо всячески стимулировать поездки в общественном транспорте, чтобы разгрузить дороги, – говорит лидер этой партии Сергей Митрохин, – автобусы не столько едут, сколько стоят в пробках. Что это за услуга такая, за которую приходится недешево платить? Перевозчики и мэрия должны себя штрафовать за такое, а не пассажиров!»
Лови пенсионера!
Кроме «зайцев» московские власти собираются примерно наказывать и пенсионеров – тех, что передают свои льготные проездные билеты родственникам. Отвечающий за столичный транспорт Николай Лямов выразил по этому поводу сильную озабоченность. И в СОБЕСах ходят упорные слухи, что в ближайшее время будут разработаны штрафные санкции в размере до 6 тыс. рублей за передачу пенсионером своей карточки другому лицу. Есть давнее распоряжение от 6 августа 2002 года, запрещающее это делать, но там страшных карательных мер не прописано. А сейчас вроде бы планируется либо брать со стариков штраф размером почти с их пенсию, либо конфисковать на месяц карточку и при повторных нарушениях вообще лишать права льготного проезда в Москве. Не исключено, впрочем, что пенсионеров специально запугивают, чтобы как-то уменьшить потери от их чадолюбия.
Во всяком случае, в Мосгордуме говорят, что о наказаниях для пенсионеров ничего не знают. «Не могу сказать точно, как будут наказываться пенсионеры, передающие свои льготные карты другим лицам, – утверждает Николай Фигуровский, начальник Управления МГД по связям с общественностью и СМИ. – На сегодняшний день это деяние уже должно наказываться либо административно, либо в уголовном порядке. Уверен, что человек, незаконно использующий льготную карту, будет подвергаться штрафам».
Брать с полицией
Сбором штрафов за безбилетный проезд станет заниматься недавно созданное государственное казенное учреждение ГКУ «Организатор перевозок». Работа прежних проверяющих, контролеров «Мосгортранса», была признана неэффективной. С 2009 г. им запретили штрафовать «зайцев» на месте, и процедура стала долгой. Сначала контролеров обязали просить безбилетного пассажира оплатить проезд, если билет есть, если нет – приобрести таковой у водителя. Тех, кто шел в отказ, предписывалось высаживать на ближайшей остановке и составлять протокол об административном правонарушении.
Сотрудники нового учреждения «Организация перевозок» получат более широкие полномочия. Они не только будут составлять протокол об административном правонарушении, но и тут же рассматривать этот протокол, принимая решение о наложении штрафа. Безбилетник должен будет оплатить его через банк, иначе данные передадут в службу судебных приставов.
Но есть некоторая заковыка. По закону, только полицейский имеет право проверять удостоверения личности граждан. Контролер – не полицейский, и требовать у гражданина паспорт с пропиской не может. Он попытается – а гражданин паспорт предъявлять откажется. Надо быть очень честным «зайцем», чтобы в таких условиях сообщить под протокол свои настоящие данные. Это приведет к тому, что судебные приставы в итоге будут бегать за главным «зайцем» столицы – Ивановым Иваном Ивановичем. Понятно, что отводить всех нарушителей, отказавшихся предъявлять документы, в отделение полиции контролеры просто физически не смогут. Да, я думаю, и пассажиры безбилетные, вместо того чтобы платить тысячу рублей по закону, сунут сотню контролеру, и все дела. Как говорится, чем меньше жадных пассажиров, тем больше нищих контролеров. К тому же увеличение штрафов может спровоцировать активность лжепроверяющих». Наверняка появятся и лже-«зайцы»: ничего не помешает пойманному без билета пассажиру назваться, скажем, именем нелюбимого соседа...
На всякий случай контролеров будут поначалу отправлять на сбор штрафов в сопровождении полицейских. То ли от пассажирского гнева защищать, то ли документы требовать, то ли в качестве антикоррупционной меры – или по всем трем причинам сразу.
На всю Москву для проверок в транспорте планируется нанять 300 человек. Каждый из них за рабочий день сможет проверить порядка 26 транспортных средств. Так как работать они будут не на общественных началах, а за зарплату, то содержание их обойдется в 150 млн. руб. за год.
Но в правительстве Москвы считают, что контролеры себя окупят. «Зайцы» и сейчас умудряются в большом количестве проникать за турникеты. А с 2012 г. планируется турникеты с наземного транспорта убрать: они затрудняют посадку, задерживают автобусы, троллейбусы и трамваи на остановках, провоцируют пробки. Валидаторы, считывающие с билета информацию, правда, останутся, но без турникета они для «зайца» совсем не преграда.