По метеопрогнозам на это лето, погода, особенно в июле и августе, будет благоприятствовать пожарам. Власти Подмосковья заявляют о своей полной готовности противостоять огню, а на местах надеются: пожаров не будет, потому что гореть уже нечему. Однако от торфяников уже явственно тянет дымком...
Бросить средства
Губернатор Подмосковья сделал смелое заявление: «Сегодня к пожарам мы готовы. Хотя бы потому, что точно знаем: они будут». Обычная тактика подмосковных властей – разводить руками и удивляться природным бедствиям: снегу зимой, пожарам летом. Но в этом году генерал-губернатора врасплох не застанешь: он к бою готов. С середины апреля Громов проводит специальные совещания и внушает подчиненным: несете, мол, личную ответственность, если проспите... «Но вряд ли «Единая Россия» одним своим именем способна потушить пожары, – сомневается Сергей Гончаров, депутат МГД. – Разве что накроет их всех сразу Народным фронтом! Год назад власти обещали, что повторения ситуации они не допустят. Но уже в начале мая вся Россия начала полыхать огнем».
На самом деле проснуться следовало еще прошлой осенью: разбирать горелый сухостой, создавать запасы воды, организовывать систему наблюдения за лесными массивами. Однако до самого последнего времени власти Подмосковья боролись с огнем привычным способом – забрасывая его бюджетными средствами.
Вот как Борис Громов отчитался о сделанном за осень и зиму: «В областной бюджет на нынешний год заложено почти 600 миллионов рублей на закупку пожарной техники. Сейчас мы реорганизуем все противопожарные службы, укрепляем их материально. Буквально в конце прошлого года закончили обводнение шести тысяч гектаров торфяников, потратив 300 миллионов рублей. В ближайшие годы предстоит обводнить еще 65 тысяч гектаров. Мы хотим и реально можем привести в порядок все леса области: убрать мусор, сухие ветки, сделать опашку, предохраняющую от пожаров».
Обводнить самые пожароопасные 65 тыс. гектаров торфяников в этом году уже не удастся – в лучшем случае к концу 2013-го. Федеральная казна готова выделить на это 1,1 млрд. руб., подмосковное же правительство запрашивает не меньше 1, 5 млрд. и только на это лето. Тогда, обещает оно, все пойдет как надо. Будет завершена опашка населенных пунктов, расположенных близко к торфяникам и лесам, будут расчищены полосы вдоль автомобильных и железных дорог, просеки вдоль линий электропередачи. И наконец-то активизируется работа по расчистке леса от горельника.
На данный момент для борьбы с пожарами Подмосковье может рассчитывать на 14,7 тыс. человек и 4,7 тыс. единиц различной техники, в том числе на несколько самолетов, вертолетов, дельтапланов для разведки пожаров.
Московская область закупила 86 пожарных машин, треть из них уже поступила и направлена в самые опасные районы: Егорьевский, Шатурский, Луховицкий, Орехово-Зуевский. Еще треть ждут буквально на днях, а последние машины прибудут к концу июня. Создаются и специальные полевые центры по борьбе с пожарами. Там поблизости от наиболее вероятных очагов возгорания будут постоянно дежурить несколько машин и пожарных расчетов. Для них установят палатки, полевую кухню. Всего будет четыре таких лагеря плюс основная база в деревне Цаплино. «Откуда придет беда, точно никто не знает. Все застыли в ожидании, – говорит Николай Безбородов, генерал-майор авиации, депутат ГД четырех созывов. – Общая площадь лесов в Московской области составляет примерно 2,2 миллиона гектаров. Практически все подмосковные леса находятся в ведении федерального правительства и в соответствии с Лесным кодексом отнесены к категории «защитные». За последние 10 лет площадь подмосковных лесов уменьшилась на 86 тысяч га».
Политический вопрос
Федеральная принадлежность подмосковных лесов – больной вопрос для правительства области. Чиновники постоянно подчеркивают, что не несут за эти массивы никакой ответственности – только за населенные пункты. А леса, мол, пусть «Рослесхоз» тушит, а мы этим заниматься не можем – получится нецелевое использование средств. «У нас есть люди и есть большое желание привести леса в порядок. Но, к сожалению, нет полномочий. Подмосковье – единственный регион России, который не может управлять своими лесами и не имеет права вкладывать деньги в их содержание», – жалуется Громов.
«В результате нет единого органа, способного обеспечивать пожарную безопасность, – констатирует Андрей Клычков, депутат МГД. – В советские времена существовала государственная служба по охране лесов, пожарные команды колхозов и совхозов, система добровольных пожарных дружин. Сегодня малочисленная государственная пожарная охрана не способна справиться даже с рядовыми возгораниями.
Чтобы не допустить повторения лета-2010, необходимы экстренные меры, включая политические: принять принципиально новый Лесной кодекс, воссоздать вертикаль в системе управления лесами, создать систему предупреждения лесных пожаров, заново создать службу авиационного обеспечения пожаротушения, прекратить передачу лесов в частные руки. Вместо этого все меры сводятся к запретам на посещение лесов и созданию «постов контроля влажности торфа» – даже звучит смешно! Такими методами пожары не остановишь. Но Громов всегда сможет извиниться и уйти в отставку, чтобы дать возможность до выборов федеральной власти устраивать показные разгоны чиновников и демонстрировать свое праведное возмущение».
За пожары в прошлом году, по сути, уволили лишь одного крупного чиновника – главу Мослесхоза Сергея Гордейченко. Ну и как водится, нашли крайних на местах. «Начальника авиационно-технической базы ВМФ под Коломной Виктора Биронта отстранили от должности после пожара в возглавляемой им части, – рассказывает депутат ГД Геннадий Гудков. – А ему на самом деле орден надо давать! Командир две недели, окруженный огнем, спасал свою часть. Как раз накануне было принято решение о сокращении всех пожарных расчетов, и поступил прямой приказ не вырубать деревья. В результате офицер получил ожоги рук и ног, но отстоял технику, склад ГСМ. А для пожаротушения ему дали четыре ранца с водой емкостью 16 литров воды каждый!»
На одном из совещаний Борис Громов напомнил: «Пожары имеют не только негативные социально-экономические и экологические, но и политические последствия». Для него лично в особенности. В этом году президент и премьер четко поставили перед Громовым задачу: дыма от пожаров над Москвой быть не должно. Он несет за это ответственность. «Место под Громовым уже точно горит, – уверен Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». – Губернатор понимает, что после выборов его, скорее всего, снимут. Поэтому нет гарантий, что деньги, выделенные на борьбу с пожарами, не украдут. Бюджет Московской области – это черная дыра...»
Уберечь детей от огня
Этим летом, как обычно, в подмосковные лагеря отдыха поедут дети. Не испортит ли им каникулы пожароопасная ситуация в области, рассказывает Александр Гладких, генеральный директор государственного унитарного учреждения «Московский центр детского семейного отдыха и оздоровления»: «В самом начале лета на отдых из столицы в Подмосковье только по нашей линии поедет примерно 20 тысяч детей. А всего на летний сезон приобретено уже 120 тысяч путевок. На всякий случай мы заранее отказались от лагерей отдыха на юге и юго-востоке области, где в прошлом году были основные очаги возгорания. К счастью, тогда ни один наш детский лагерь не пострадал от пожаров.
Но мы начеку. При малейшей вероятности угрозы появления огня в местах отдыха мы готовы сразу вывозить детей из опасных зон. План мероприятий на случай ЧС уже разработан. При этом хочу отметить: ни год назад, ни сейчас МЧС не информирует горожан о возможном развитии пожароопасной ситуации в подмосковных лесах».
Человеческий фактор
Пока деньги на борьбу с огнем из федерального бюджета не дошли, власти в области ограничиваются экономичными мерами. В частности, запрещают людям посещать леса, а тем более разводить в них костры и мусорить – брошенная бутылка под лучом солнца превращается в линзу и поджигает под собой хворост, сухие листья. Тех, кого поймают с зажигательными средствами, ждет штраф в 3,5 тыс. рублей. Только за декаду майских праздников полицейские и лесники оштрафовали свыше 400 человек.
Но трудно уследить за всеми любителями шашлыка, туристами, охотниками и рыболовами. В «Мособллесе» работают 1200 человек. Один лесник должен присматривать примерно за тысячей гектаров леса.
И все же профилактика пожаров гораздо эффективнее их тушения. В Подмосковье твердо намерены «ловить» возгорания еще на подступах к области, а на ее территории – засекать возгорания на самой начальной стадии. А заодно тех, кто их устраивает. Скоро будут восстановлены вышки с телекамерами, способными засечь дым на расстоянии до 15 км. Раньше по области их было 35, и они исправно служили пожарным. К точке, где был замечен дым, вылетал на разведку самолет, при необходимости выдвигались лесники, а в серьезных случаях – пожарные. К лету вышки с камерами в Подмосковье заработают снова – так что от шашлыков на торфяниках лучше воздержаться.