Аргументы Недели → Город М № 20(261) от 25.05.2011

Заказное преступление

Мэр покарает всех, кто нарушит сроки исполнения городского заказа

, 17:54

За сорванные сроки исполнения городских заказов будут штрафовать не только подрядчиков, но и чиновников. «Взялся за своих», – так комментируют новую инициативу мэра Сергея Собянина независимые эксперты. Он предлагает нещадно штрафовать чиновников, не уследивших за выполнением к сроку городских заказов. Промедления и недочеты в работе подрядчиков, поставляющих городу товары и услуги, – давняя проблема для столицы. Но решить ее посредством такой инициативы удастся вряд ли. Зато с ее помощью вполне можно достичь другой цели – порадовать москвичей новостями о показательной порке чиновников, а заодно и поднять рейтинг мэру.

Еще зимой Сергей Собянин объявил о старте масштабной программы по благоустройству города. Отремонтировать каждый третий подъезд, привести в порядок каждый московский двор, построить удобные подъезды к домам и парковки возле жилых домов – на все про все выделено 16 млрд. рублей. Программа стартовала, но ходом работ власти недовольны. Одних только штрафов подрядчикам, работающим в сфере благоустройства, с начала года выписано на 440 млн. рублей. Одна из распространенных проблем – срыв сроков исполнения заказа. Таковы итоги проверки, о предварительных результатах которой правительство столицы доложило на прошлой неделе.

По существующему порядку, следить за исполнением контракта должны заказчики, то есть городские департаменты. Если сроки заказа нарушены, чиновники обязаны не позднее 30 дней требовать оплаты неустойки, а, получив отказ, – спустя 10 дней обращаться в суд. Однако этого не происходит. На прошлой неделе 29 чиновников получили предупреждения и выговоры. Ужесточить их ответственность и повысить заинтересованность в деле предложил мэр С. Собянин. При этом он уточнил, что в ближайшее время заказчиков, не уследивших за своими подрядчиками, будут штрафовать на сумму, сопоставимую с их зарплатой. «Иначе деньги из бюджета уходят, а работы выполняются с большими задержками», – отметил мэр столицы.

«Инициатива популярная – никто не спорит. Больше ответственности чиновников – больше порядка. Это правило работает в Европе, но далеко не всегда в нашей стране, – полагает экономист Евгений Гонтмахер. – Если чиновник умалчивает о сорванных сроках исполнения заказа, потому что в доле (то есть попросту получил взятку), то потерять свою зарплату он не боится. Она очевидно меньше, чем откат, который он принял. Иначе и связываться бы не стал».

И все же подрядчик не всегда виноват. Ему могли помешать объективные факторы или бюрократы, затянувшие вопрос с оформлением документов. Такие истории нередко спускаются на тормозах чиновниками сознательно, чтобы дело не увязло в бесконечных судах. С аналогичной проблемой правительство Москвы уже столкнулось, пытаясь навести порядок в ситуации со строительными инвестконтрактами. Здания стояли достроенные, но не принятые из-за того, что шли бесконечные разбирательства: кто виноват, что дом был сдан на месяц позже. В итоге правительству С. Собянина пришлось пойти на беспрецедентный шаг: объявить инвестиционную амнистию. Грубо говоря, простить застройщикам просрочки.

«Наиболее простым и ясным решением проблемы со сроками выполнения горзаказов могли бы стать грамотные формы составления контрактов, подразумевающие оплату не в аванс, а по факту выполнения работ или поставки товара, – полагает секретарь московского отделения «Справедливой России» Светлана Кузнецова. – А также четкие штрафы за каждый день просрочки, которые можно было бы вычитать из той итоговой суммы. Таким образом, соблюдение сроков стало бы на руку поставщикам».

Но в корне перекраивать систему городских заказов в столичной мэрии, видимо, не хотят. За подобными инициативами мэра прослеживаются цели скорее политические. Если Юрий Лужков делал ставку на команду, то Сергей Собянин подчеркнуто отделяет себя от подчиненных и всячески хочет показать: он сам за себя и защищать «своих», по крайней мере на словах, не намерен. Это иллюстрирует недавняя история с префектом ЦАО Сергеем Байдаковым, предложившим ввести плату за стоянку в городе в размере 500 рублей в час. Мэр, узнав об инициативе, отреагировал жестко: для начала вычесть из доходов префекта 100 тыс. рублей – ровно столько придется заплатить рядовому автомобилисту за месяц стоянки в центре.

«Во-первых, Собянин выстраивает собственную вертикаль власти в столице. Происходит постепенная централизация власти. Если прежде было очень тяжело найти виноватого, теперь чиновники будут лично отвечать за промахи и ошибки, – полагает политолог Дмитрий Абзалов. – Во-вторых, это весьма удачный ход перед выборами. Чего уж греха таить – расправы над чиновниками, у которых за последние годы сложился вполне определенный негативный имидж, народ любит. А значит, любит и тех, кто их учиняет».

Скорее популярные и заметные, чем по-настоящему эффективные, инициативы отличают последние месяцы работы Сергея Собянина. «Например, его объезды-сюрпризы, когда никто не знает, в какой район или округ мэр нагрянет с инспекцией на этот раз, – рассуждает Евгений Гонтмахер. – С одной стороны, понятно, что всех нерадивых чиновников таким образом не вычислишь. Зато как эффектно это смотрится в кадре! Мэр грозит кулаком, лишает кого-то зарплаты, летят пух и перья. С другой стороны, это вселяет в госслужащих определенный страх и заставляет если не работать лучше, то хотя бы работать чище».

Штрафовать заказчиков вместе с подрядчиками – метод воздействия тоже не столько административный, сколько психологический. Но с чего-то же нужно начинать.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram