Мэрия Москвы утвердила противопожарный план на лето. «Антисмогового» в нем мало – только комнаты отдыха с кондиционерами и минералкой в центрах соцзащиты. Все остальное – чрезвычайные меры по недопущению возгораний.
Один из самых обсуждаемых пунктов плана – формирование добровольных пожарных дружин из работников городских учреждений. «Звучит не очень реалистично. Много ли найдется таких добровольцев? – рассуждает член комиссии Мосгордумы по безопасности Антон Палеев. – Скорее всего, вызовутся люди, которые захотят с этого что-нибудь получить. У тех, кто что-то охраняет и может кого-то куда-то не пропустить, большие возможности. Понадеемся, что учреждения не превратят идею из добровольной в добровольно-принудительную и не обяжут сотрудников проходить учения под страхом увольнения».
Другая спорная мера, предлагаемая в плане, – запрет на посещение лесопарковых зон в сухую погоду. Дескать, отслеживать разведение огня – слишком сложно. Проще вовсе не пускать людей в парки, «от греха подальше». «Крайне непопулярное решение, ущемление прав, – возмущается А. Палеев. – Люди захотят отдохнуть в тени деревьев, а их отправят в «антисмоговые комнаты». Можно представить себе полицейский кордон у Лосиного острова – малоприятная картина. Бесспорно, для отслеживания костров потребовалось бы слишком много сотрудников, но так ли важно это патрулирование? Разве московские лесопарки пылают?»
«Лучше обратить внимание на расселенные дома, где обитают бомжи. Для них устроить пожар – пара пустяков, – говорит другой член комиссии Сергей Гончаров. – А от показушных пунктов плана толку не будет. Какой смысл в антипожарной пропаганде – рекламных щитах и видеороликах? Лучше бы потратили эти средства на что-нибудь дельное».
«Показушным» можно назвать весь план целиком, поскольку в нем нет никакой практической надобности. «Сухая погода не создает в Москве пожароопасной ситуации. Профилактические мероприятия по недопущению возгораний в лесопарках всегда проводятся на должном уровне», – комментирует и.о. начальника кафедры защиты населения и территорий Академии государственной противопожарной службы МЧС Игорь Лысенко.
Что в действительности беспокоит москвичей, так это едкий дым, который «прибывает» в столицу из других регионов. Способна ли мэрия предложить для борьбы с ним что-нибудь, кроме «антисмоговых центров»? Вопрос крайне актуален – есть опасения, что прошлогоднее бедствие повторится. «Можно утверждать с вероятностью 90%, что операция по тушению торфяников в этом году будет снова провалена, – говорит командир бригады одной из пожарных частей Подольского района Московской области, пожелавший остаться неназванным. – Никаких выводов не сделано. Пожарных машин по-прежнему не хватает, а те, что есть, старые и ломаются. С рациями то же самое: постоянно выходят из строя. Работать в таких условиях невозможно».
«Если С. Собянин хочет избавить москвичей от смога, у него есть два пути, – рассуждает депутат Госдумы Игорь Эдель. – Первый – использовать свои связи с федералами, обратиться в правительство. Попытаться убедить министра финансов, что необходимо выделить регионам средства на тушение торфяников. Но этот путь ненадежный: министр финансов может отказать С. Собянину, ведь он уже не вице-премьер, а всего лишь мэр. Остается второй путь – выделить регионам средства самостоятельно, то есть из бюджета Москвы. За недолгое время руководства городом новый мэр ликвидировал множество коррупционных схем, сберег большие средства. Почему бы не потратить их на то, чтобы москвичи могли вздохнуть свободно?»
Однако, как утверждает начальник отдела техники Академии государственной противопожарной службы МЧС Юрий Солохин, проблема пожарных частей – не в недостатке финансирования. Проблема – в некоторых пожарных руководителях на местах или, другими словами, в нецелевом использовании средств. «Все запросы пожарных частей министерство удовлетворяет, – подчеркивает Ю. Солохин. – Руководство Москвы не может контролировать бюджетную дисциплину пожарных частей в регионах, это должны отслеживать федералы. Кроме того, не всегда соблюдается технология тушения торфяников. Их заливают, в то время как надо рыть вокруг них ямы и затапливать эти рвы».
Справедливо требовать от мэра, чтобы он исправлял упущения федеральных ведомств. Но смог – не тот случай. Мэрия бессильна против него, как, например, против плохой погоды. Вот и приходится заниматься борьбой со следствиями – открывать «антисмоговые комнаты».
И создавать москвичам ощущение безопасности с помощью противопожарного плана. Для этого он вполне годен.