Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 18(259) от 12.05.2011

Все «окна» под одной крышей

Служба «одного окна» расширяется

, 17:51

На днях мэр Москвы С. Собянин озвучил планы по развитию городской сети многофункциональных центров оказания государственных услуг (МФЦ). В этих учреждениях под одной крышей собраны организации, с которыми периодически приходится общаться горожанам: ГУ ИС, отделение жилинспекции, паспортный стол, Управление социальной защиты и другие. Сегодня в городе действует семь МФЦ. Однако уже к концу нынешнего года, если верить мэру, к ним прибавится еще 9, а через два года общее число перевалит за сотню. На эти цели власть в текущем году готова потратить 715 млн. рублей.

Сегодня для получения разных документов нужно обращаться в один кабинет («одно окно»). Но бюрократической волокиты это не убавляет: горожанам приходится неделями ходить по инстанциям, чтобы собрать все справки и выписки, необходимые для конечного оформления нужной бумажки. Создание многофункциональных центров, по задумке властей, существенно упростит процесс оформления пакета документов для подачи в «одно окно». Когда все конторы разместятся под общей крышей, необходимые бумаги можно будет собрать за один день (что было немыслимо при прежних «путешествиях» за нужными справками из одного конца района в другой). И, что немаловажно, сразу же отдать в работу: управы и ЕИРЦ передадут центрам функции приема документов.

На «оконных» новшествах деятельность МФЦ не закончится. Учреждения, переехавшие в многофункциональные центры, будут назначать жилищные субсидии, выдавать и менять паспорта, решать вопросы социальной защиты. Некоторые службы (например ГУИСы) переберутся в МФЦ в полном составе. Ряд учреждений отправит работать в центр небольшую группу сотрудников, которая будет оказывать наиболее востребованные услуги. Сегодня так поступают БТИ. В уже действующих МФЦ открыты их представительства, где граждане решают вопросы, связанные с приватизацией.

В будущем городские власти собираются увеличивать число учреждений, которые станут работать в рамках МФЦ. Планы воистину наполеоновские: в центрах хотят размещать загсы, управления Пенсионного фонда, отделения налоговых инспекций. Неужели горожане, избавленные от бесконечных очередей за бессмысленными бумажками, наконец вздохнут с облегчением? Все не так-то просто.

«Когда говорят о нашем центре, непременно упоминают, что у нас оказывают услуги управление Пенсионного фонда и биржа труда, – рассказывает сотрудница МФЦ «Академический» Юлия Алфимова. – На самом деле эти «услуги» представляют собой дежурство сотрудников учреждений один раз в неделю. При этом гражданам предлагают только консультации: оформлением документов мы не занимаемся».

«Подобная работа – не более чем пародия на эффективную деятельность, – комментирует Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики государственного управления известного экономического вуза. – Настоящей задачей должна стать минимизация обращений граждан в органы власти по вопросам оформления документов, а не замена беготни с улицы на улицу перемещениями с этажа на этаж. В идеале создание сети МФЦ должно идти параллельно с разработкой порядка обмена информацией между муниципальными, городскими и федеральными структурами. Если такая система появится, у граждан отпадет необходимость собирать миллионы справок: учреждения сами «поделятся» друг с другом необходимыми сведениями. Однако о подобных шагах власти даже не упоминают».

Мнение эксперта подтверждают и сотрудники уже работающих центров. По словам начальника зеленоградского МФЦ Вероники Набатчиковой, все организации, которые объединены в их центре, действуют изолированно и не имеют возможности передавать данные друг другу. В результате львиная доля работы по сбору документов в любом случае ложится на заявителей. А значит, строительство многофункциональных центров на деле становится лишь очередным громким прожектом.

Дополнительный аргумент

Некоторые столичные госучреждения воспринимают «пламенные» идеи столичных властей очень настороженно. Например, столичные загсы с трудом представляют себе жизнь в условиях крупного центра.

«Мы понимаем, что гражданам удобно, к примеру, оформить ребенку свидетельство о рождении и сразу же сделать ему регистрацию по месту жительства, – рассуждает заведующая одного из загсов Западного округа. – Но о специфике нашей деятельности никто не подумал. К примеру, регистрация усыновления должна проводиться в особых условиях, гарантирующих соблюдение тайны усыновления. Кроме того, у нас огромные архивы, перевозку которых лично я себе не представляю. Конечно, если поступит указание – переезжать придется. Но вопросов по этому процессу пока гораздо больше, чем ответов».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram