Аргументы Недели → Город М № 32(222) от 19.08.2010

Удачной охоты, КА!

, 17:53

Документ о необходимости заложить в бюджет Москвы деньги на покупку пяти вертолетов КА-32 был подписан недавно главой стройкомплекса Москвы Владимиром Ресиным.  Судя по всему, растущая потребность столицы в вертолетах пожарных и спасательных стала очевидна в это жаркое лето даже для городских властей.

Если в бюджете найдутся деньги на пять новых вертолетов КА-32, то прилетят они в Москву с завода в Уфе не раньше чем через год. А до тех пор столице предстоит обходиться существующим парком: несколькими старыми КА, проверенными «рабочими лошадками», ежедневно поднимаюшимися этим летом в воздух на тушение пожаров. И еще легкими европейскими еврокоптерами, больше приспособленными для эвакуации пострадавших.

«КА – замечательный вертолет, – комментирует такой выбор депутат Московской городской думы Инна Святенко. – Он хорош при тушении пожаров, но вибрация очень большая, и капельницу в этом вертолете человеку поставить очень трудно. К тому же завод в Уфе находится не в лучшем состоянии, занимается в основном ремонтом старых машин и быстро московский заказ выполнить просто не сможет».

Полностью согласен с такой комплектацией городского вертолетного парка и главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров: «У вертолетов фирмы «Еврокоптер» значительно удобнее расположены двери, установлено специальное оборудование, позволяющее загружать и выгружать пострадавших. Они в этом отношении действительно на порядок лучше всех наших вертолетов. С другой стороны, КА-32, как никакой другой, приспособлен для полетов в городских условиях, он очень компактный, устойчивый, мало подвержен восходящим потокам воздуха, что в городе очень существенно. Если придется эвакуировать людей, КА‑32 справится не хуже еврокоптера. Единственная сложность – эвакуацию граждан из горящей высотки он не потянет».

Пока серьезных пожаров в небоскребах Москвы не случалось. И слава богу, потому что лестницы наших пожарных машин до них не достанут. А небоскребы в городе растут как грибы, один другого выше, под сотню этажей. О том, как спасать с такой высоты людей, мало кто сейчас думает.

Между тем, если учесть мировой опыт, каждому небоскребу необходимы собственная вертолетная площадка и пара дежурных машин, готовых в случае чрезвычайной ситуации эвакуировать людей. «На самом деле аварийно-спасательным службам Москвы не хватает не пяти вертолетов, а полутора-двух десятков, – считает Валерий Постников, вице-президент компании «Эйр-Клеймс». – Москва растет как снежный ком. Все больше людей сконцентрировано на небольшой территории при неразвитой инфраструктуре, неприспособленной под этот рост, и при огромной скученности и нелепости застройки. Соответственно, растут и риски чрезвычайных ситуаций. К этому надо быть готовыми. И сформировать современный вертолетный парк».

Подсчитано: в небе Нью-Йорка находится одновременно до 350 вертолетов: полиция, спецслужбы, медики. Два воздушных судна постоянно дежурят, например над Манхэтеном. Им сверху видно все – угнанная машина, скажем, обнаруживается мгновенно.

«А Москва, город, сопоставимый с Нью-Йорком, располагает всего парой десятков вертолетов! – говорит руководитель Московской партийной школы «Единой России» Владимир Поздеев. – Отсутствует внятная программа развития парка вертолетов как одного из самых эффективных в современных городских условиях средств ликвидации, а главное – предотвращения чрезвычайных ситуаций. А ведь вертолеты могут сверху контролировать всю экологическую ситуацию в городе. Предупреждать о загрязнении Москвы-реки. А представьте, что вертолеты будут обеспечивать безопасность движения хотя бы по кольцам – Садовому, Третьему, МКАД: это и предупреждение автокатастроф, и информация по пробкам, и пресечение преступных действий...»

На самом деле федеральная программа по организации специальной вертолетной службы спасения уже существует. Площадки для нее МЧС планирует оборудовать на всех федеральных трассах. Появятся они и на МКАД. Практика показала: постоянно дежурящие на трассах обычные кареты «скорой помощи» уже спасают немало жизней, счет идет на минуты и секунды. Дежурные вертолеты, для которых никакие пробки – не проблема, смогут добраться до места аварии еще быстрее.

Впрочем, экстренная медицинская помощь бывает нужна не только жертвам ДТП. Необходимо организовывать вертолетные площадки во всех больницах Москвы, а прежде всего – кардиологических и травматологических. Пока такие площадки есть в 15 городских больницах. Вертолеты дежурят на двух: в 15-й больнице и в 20-й детской – НИИ неотложной хирургии доктора Рошаля.

А вот в институте им. Склифосовского площадка закрыта. Жители окрестных домов добились такого решения от городских властей. Вертолеты сильно шумят – это факт. Поэтому в лучшую травматологическую больницу Москвы пострадавших можно доставить только наземным транспортом. И кто знает, сколько жизней удалось бы спасти, если это сделали бы – гораздо быстрее – вертолеты...

Аргумент «Справедливой России»

Геннадий ГУДКОВ, депутат Госдумы (фракция «Справедливая Россия»):

– Возможно, по шуму и вибрации наши КА немного уступают европейским аналогам. Тем не менее обязательно надо обращаться к своим предприятиям, которые еще работают на экономику страны. Следует формировать госзаказ без посредников, а к авиапроизводителю предъявлять жесткие требования по техническим условиям. Если же они не справляются – отбирать госзаказ.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram