Мэр Москвы поручил организовать производство экологически чистых автобусов. Объемы финансирования и сроки определят весной следующего года. Сейчас известно только то, что это будут транспортные средства вместимостью от 14 пассажиров с электронакопительными двигателями.
Москва не имеет репутации особо грязной столицы, однако от европейского уровня отстает. Главный вред московской экологии наносит не промышленность, а транспорт, в том числе общественный. Большинство маршруток и автобусов соответствуют стандарту Евро-3, и лишь один из 19 автобусных парков – стандарту Евро-5. Этот парк работает на комплимированном газе, поскольку рядом расположена соответствующая заправка. Другие парки ими обделены. Получается замкнутый круг: такие заправки не строят потому, что перевозчики ими не пользуются, а не пользуются ими потому, что их не строят.
Дальше других во внедрении экологических автобусов продвинулись страны Скандинавии. А в Швейцарии есть курортный город Сент-Мориц, где бензиновые
двигатели запрещены вовсе. Тем не менее даже на Западе локомотивом в этом направлении выступает не бизнес, а государство. Ездить на аккумуляторах дороже, чем на бензине. Перевозчики заинтересованы
в прибыли, поэтому не видят смысла инвестировать в более затратный транспорт.
«В ближайшие годы вряд ли возможен масштабный переход к новым источникам энергии, – говорит депутат Мосгордумы Алексей Рябинин, заместитель председателя Комиссии по науке и промышленной политике. – Однако создание экологического городского транспорта – задача, которая ставится и решается во многих странах. Это общемировой тренд, и Москва не должна отставать от других столиц. Можно сколь угодно относиться к этому иронично и скептически, но это все равно будет. Вопрос лишь в том, как скоро. Сегодня проекты по созданию экологически чистого транспорта под силу только государству. У государства «длинные» деньги, оно всегда планирует свою деятельность на более долгий период, чем любой частник, пусть и самый крупный. А по мере развития процесса будет возрастать и участие бизнеса. В перспективности этого направления нет сомнений. Да, электромобили ездят с медленной скоростью, но она как раз подходит для столичных пробок. К тому же скорость – не определяющий критерий, если речь идет об экологии. Применение можно найти даже транспорту вроде гольф-каров: например, перевозить инвалидов и пожилых людей в пределах района».
«Не исключено, что эти заявления – пиар. Уже как-то звучала информация, что такси будут электромобилями и притом с низкими тарифами, – комментирует исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. – Если бы все было так просто, в мире давно бы отказались от нефти. Но за рубежом делают более реальный шаг: используют гибридные двигатели, сочетающие электроэнергию и бензин. Самые вредные режимы бензинового двигателя – разгон и холостой ход. Выхлопы на четвертой передаче и выше минимальны. Гибридный двигатель за счет электричества разгоняется до 60–70 км, а потом в действие вступает бензин. При торможении снова начинает работать генератор, производит ток, заряжает аккумулятор. На Западе таких автомобилей полно, в том числе есть модели известных марок. 80% автобусов на выставках Международного союза общественного транспорта – это автобусы с гибридными двигателями. А электромобили пока еще совсем нежизнеспособны: нет баз ухода, заправок электроэнергией. Очень ограниченный багажник, потому что аккумуляторы большие и много весят».
«Небеспочвенны утверждения о существовании нефтяного лобби, которое не даст так просто отказаться от бензина в массовом порядке, – отмечает эксперт Гильдии экологов России Вячеслав Паньков. – Надо делать упор на традиционный экологический транспорт – троллейбусы и трамваи. Сейчас люди пользуются ими неохотно, поскольку они имеют низкую маневренность и медленно передвигаются. При наших пробках, при парковках на обочинах такой транспорт нуждается в отдельной полосе движения. Если удастся «пробить» эту меру, электротранспорт станет надежным, как метро, и люди откажутся от автомобилей в его пользу. Кроме того, Москве надо решать проблему качества топлива. Оно, прямо скажем, низкое».
Аргумент СР
Антон Беляков, депутат ГД («Справедливая Россия»):
– Эта идея мэра так же серьезна, как его задумка включить в систему городского транспорта дирижабли или построить завод по выработке энергии из человеческих экскрементов. С проектом завода пока нет ясности, а история с дирижаблями закончилась уголовным делом. Московский бюджет большой, выделять деньги можно на многое. Жаль только, что столичную мэрию никто не может контролировать.