Не стоит дарить чиновнику подарок дороже трех тысяч рублей – все равно он должен будет сдать его по месту службы или выкупить за свои кровные. Взятку свыше трех тысяч тоже лучше не давать: чиновнику придется не только вернуть ее государству, но и заплатить штраф. Соответствующие законопроекты готовятся в Государственной и Московской городских думах.
В столичной мэрии: разработан порядок передачи подарков, полученных государственными служащими Москвы. Свой презент чиновник обязан в течение пяти дней передать в специальную оценочную комиссию. Если меньше трех тысяч рублей, – вернет, если больше, – заберет. Но в мэрии проявили и нестандартный подход, предлагая своим служащим выкупать особо памятные подношения. Комиссия определит их стоимость на основании подтверждающих документов, а если их нет – исходя из рыночной стоимости аналогичных предметов.
Лучше всего теперь будет получать подарки сразу с чеком. Например: недорогой, но очень популярный виски недалеко от Мосгордумы продается всего за 2,5 тысячи. Он и в ГД пока котируется, и трехтысячный предел не превышает. Борзых щенков теперь дарить вроде не принято. Зато на Московском ипподроме, говорят, есть уже целый эскадрон дареных коней, которым ни одна комиссия по чиновничьей этике в зубы пока не посмотрела. Хищников дарят – в основном ради красивой картинки для прессы. Наверное, не менее стильно будет выглядеть тигр и на оценочной комиссии...
В самых сложных случаях планируется привлекать экспертов. «Мне часто приходилось бывать в чиновничьих кабинетах, – комментирует Михаил Дейкун, зампредседателя Московского городского отделения Всероссийского общества автомобилистов. – Я видел модели парусников ценой 70 тысяч, кинжалы ручной работы от 250 тысяч и даже малахитовые глобусы размером с ядро Царь-пушки. Помню один только случай, когда чиновник на моих глазах отказался принять подарок. Виталию Крючкову, бывшему начальнику столичного управления гаражного строительства, передали ручку. Он открыл футляр и говорит: «Слишком дорогая вещь, верните через секретаря дарителю».
Коррупционер с Тверской, 13
Но то, что действительно ценно, комиссия вряд ли увидит. Например, ходят устойчивые слухи об особой любви столичных чиновников, отвечающих за стройкомплекс, к дорогим часам. «Если они сдадут эти подарки, Швейцария позавидует такой выставке своих достижений, – пошутил руководитель одной строительной фирмы. – А с алкоголем и конфетами даже в управу к чиновникам лучше не ходить: их это компрометирует...»
«Действительно, очень распространенный подарок – часы, за 300 тысяч долларов и выше. Еще популярны участки под Москвой, – рассказывает депутат ГД Виктор Илюхин. – А несколько лет назад губернатору Рязанской области подарили целый совхоз вместе с «подданными».
«Если бы в музее мэрии хранились реальные подарки чиновникам, то его каталог можно было бы назвать «Недвижимость и Цены». Или «Автомобили мира», – считает Антон Беляков, депутат ГД от «Справедливой России». – Показательно, что такая активная борьба с коррупцией развернулась в структуре, где экс-вице-мэр является официальным миллиардером. Желаю им скорее найти главного коррупционера в своих рядах. Хочется верить, что им окажется не дворник с Тверской, 13».
В начале года мэр Ю. Лужков утвердил план борьбы с коррупцией в органах исполнительной власти столицы на 2010-й: создание специальных рабочих групп, всевозможных «телефонов доверия», «горячих линий», соответствующих разделов на сайтах всех органов исполнительной власти Москвы. Учет подарков – часть того же плана.
«Ерунду придумали в мэрии. Как всегда, – уверен Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». – Не здесь надо искать коррупцию. Машины, квартиры чиновникам дарятся совсем по-другому. Существует масса схем через посредников. Есть даже понятие «коррупционное партнерство» – это долгосрочные отношения между бизнесом и властью с устойчивыми схемами обмена услугами, деньгами, имуществом. И какая, скажите, оценочная комиссия за этими связями уследит? Такого понятия в «антикоррупционных» законах не найти. А простая взятка или подарок уже давно анахронизм!»
«Ценные подарки (а точнее, взятки наших дней) – яхта, самолет, акции, – говорит доктор экономических наук Ирина Рукина. – Или, к примеру, должностное лицо могут включить в директорский корпус какого-нибудь предприятия, передать акции с последующим получением дивидендов».
Взятка или подарок?
Разницу между подарком и взяткой разъяснил депутат ГД Геннадий Гудков. По его мнению, «подарок никак не связан с распределительными возможностями человека, а взятка дается тому, кто что-то решает, кто имеет право подписать или не подписать. Чтобы пресечь любые злоупотребления, я предложил тотальный контроль за расходами чиновников, но законопроект похоронен в ГД. Мне сказали, что я чокнутый романтик, который хочет поругаться со всеми».
Ну а пока в Госдуме прорабатывается законопроект о минимальном пороге взятки, до которого в тюрьму сажать не будут, а только штрафовать – в стократном размере. По статистике, 10% взяточников, осужденных в прошлом году, брали меньше 500 руб., 30% – от 500 до 3 тыс. рублей. И только в 1,5% случаев сумма взятки превышала миллион рублей. Новый закон позволит сосредоточиться на крупных мздоимцах. «Тюрьма не лечит, а только калечит. Чтобы откупиться, взяточник найдет любые деньги, – считает адвокат Владимир Жеребенков. – И казне это будет выгодно. Я бы только дополнил законопроект лишением должности минимум на пять лет. Страх потерять работу многих остановит».
Чтобы пресечь возможность маскировать взятку под подарок, и был в свое время введен предел стоимости презентов, которые может получать госслужащий. В 2006 г. Гражданский кодекс установил порог в 500 руб., но по предложению Высшего Арбитражного суда он был повышен до 4 тыс. рублей. В 2008 г. в рамках пакета антикоррупционных законов допустимая стоимость даров была понижена до 3 тысяч. Говорят, президент готовит свежий законопроект, который вообще запретит чиновникам получать какие-либо подарки.
«То, что мы получаем как должностные лица, – сказал по этому поводу депутат МГД от КПРФ Андрей Клычков, – пусть остается в мэрии или Думе. Нам не жалко! Но есть и личные памятные сувениры, совсем недорогие». По словам депутата, он за время своей работы в Думе получил таких всего два: бюст Ленина и морскую ракушку.