Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Город М № 21(211) от 03.06.2010

Москва ест чужой хлеб

Потому что свой никто не печет

, 19:14

По данным Департамента поддержки малого предпринимательства Москвы, 10% «игроков» столичного малого бизнеса заняты в производственной сфере. Они предлагают горожанам самую разную продукцию – от хлебобулочных изделий до медицинских приборов.

Хорошо, но мало

По словам Александра Виленского, руководителя Центра формирования предпринимательской среды при Высшей школе экономики, производственный малый бизнес в Москве полезен всем: и бюджету города, куда предприниматели отчисляют налоги, и рядовым москвичам, которые получают доступ к дешевым и качественным продукции и услугам (например, ремонту автомобилей). Кроме того, такие предприятия – стабильный источник дополнительных рабочих мест: согласно критериям Правительства Москвы, «малым» может считаться производство, на котором занято до 100 человек.

«Заводы-гиганты, доставшиеся в наследство от «исторического прошлого», в современный мегаполис вписываются с огромным трудом, – рассуждает Виленский. – Поэтому именно небольшие предприятия могли бы составить костяк столичной промышленности».

В Департаменте поддержки малого предпринимательства корреспондента «АН» уверили в том, что оказывают малым промышленным предприятиям всестороннюю поддержку. Так, по словам министра правительства Москвы, главы Департамента Михаила Вышегородцева, в действующей на сегодняшний день городской целевой программе поддержки малого предпринимательства прописаны все меры, позволяющие «производственникам» работать в удобных и выгодных условиях. Но, как рассказывают сами предприниматели, на деле все меры оказываются только декларацией. Поэтому небольших предприятий в городе не так много, хотя некоторые их виды – например, небольшие пекарни – горожанам очень нужны.

«В Москве сегодня работают 389 хлебопекарных предприятий, – приводит пример глава Московской гильдии хлебопеков Юрий Кацнельсон. – Из них 243 открыты при торговых сетях, еще 20 – крупные хлебокомбинаты. На «частный сектор», как видим, приходится чуть более 100 фирм. Между тем в 1917 году, когда в столице было всего 2 миллиона жителей, число пекарен в городе зашкаливало за 800. А сегодня 45% всех хлебобулочных изделий, которые продаются в столице, привозят из соседних регионов». Очевидно, что при грамотном подходе Москва могла бы не только себя хлебом обеспечить, но и соседей кормить...

Бумажная поддержка

По словам Владимира Шишкина, члена правления Московской торгово-промышленной палаты, столичным предпринимателям не хватает элементарной информации о том, какие возможности предлагает им правительство Москвы. «На сайте Департамента поддержки малого предпринимательства очень сложно найти сведения о конкретных возможностях для «производственников», – говорит Шишкин. – Четкий алгоритм поддержки нигде не прописан».

Мешает столичному некрупному бизнесу и… «Мосэнергосбыт». Как рассказал Александр Жарков, глава Московского отделения предпринимательской организации «Опора», по городскому закону «сбытовики» должны производить бесплатное подключение малых предприятий к электросетям. Этого удается добиться редкой фирме. На деле за подключение небольшой палатки приходится выкладывать 120 тыс. руб., предприятию побольше нужно заплатить не меньше миллиона.

По словам Жаркова, иногда власти не спешат выполнять даже то, что открыто обещали: например, обеспечивать предпринимателей помещениями по льготным ценам. Производственники уверены, что реестр нежилых помещений, который предлагается им чиновниками, далеко не полный – самые «лакомые кусочки» остаются для нужных людей. Пустыми словами обернулось и обещание Лужкова сдавать малым предприятиям помещения в аренду по специальной цене – 1 тыс. руб. за кв. метр. Согласие от Департамента имущества на такую ставку получить очень трудно. Наконец, предпринимателям мешает правило, гласящее, что распределяться между претендентами помещения должны только через аукционы. Как показывает практика, выиграть аукцион малому предприятию почти невозможно.

Помочь «производственникам» выигрывать аукционы, по словам Шишкина, могло бы законодательное закрепление принципа, по которому определенная часть выставленных на торги помещений должна доставаться именно небольшим производствам. Но на этот шаг правительство Москвы пока не идет. В качестве альтернативы Департамент поддержки малого предпринимательства предлагает создавать технозоны – территории, на которых могли бы размещаться именно малые промышленные предприятия. В ближайших планах – создание технозоны «Метромаш» в Восточном округе. По словам Михаила Вышегородцева, под нее уже выделено 4 га земли. Однако о конкретных сроках ее появления в Департаменте пока не говорят.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram