«Беда №2» нашей страны – дороги – с завидным упорством не хочет исчезать из перечня насущных государственных проблем. Кажется, для ее решения есть все: политическая воля, немалые даже по мировым меркам денежные ассигнования и т.п. Но воз – и ныне там. И, увы, к «возу» этому добавляется подчас новый «груз».
Особенно это заметно, если взглянуть на понятие «дороги» шире. Нельзя забывать – для России в данное понятие необходимо включать не только автострады, шоссе, железнодорожные линии, но и водные пути. Для большого количества регионов – это более чем актуально. Зачастую река – единственная транспортная артерия, связывающая между собой населенные пункты, обеспечивающая доставку грузов, занятость населения и т.п. Однако осуществлять международные грузоперевозки по рекам будет не очень удобно!
До определенного времени данный сектор не вызывал беспокойства у грузо- и пассажироперевозчиков. Однако недавно прозвенел некий «звоночек», свидетельствующий о том, что в ближайшее время здесь могут произойти определенные инциденты, чреватые самыми непредсказуемыми последствиями.
Тромб в речной артерии
Кратко обрисуем ситуацию. В качестве наиболее показательного примера возьмем один из главных конгломератов водных магистралей – бассейн Енисея.
Как, наверное, многим известно, судоходство по нашим рекам регулируется Водным кодексом Российской Федерации. Есть и еще один документ – «Перечень внутренних водных путей РФ».
Правда, на одном только Енисее протяженность внутренних водных путей составляет более 4 тыс. километров, а в нынешний перечень из них включены только 2688, то есть чуть больше половины. При этом практически по всем невключенным водным дорогам активно ходят суда. Просто потому, что ходили они здесь десятки лет. Просто потому, что, если они прекратят это делать, жизнь в большом количестве городов, городков и поселков, плотно «завязанных» на «забытые» реки, прекратится.
Между прочим, в перечень внутренних водных путей не попали такие важные отрезки, как часть реки Большая Хета от устья до реки Лодочная, часть собственно Енисея от острова Медвежий, участок водного пути от известной всей России Игарки до Усть-Порта, нет там и некоторых участков реки Дудинка – на все примеры не хватит газетной площади.
Казалось бы, ну и что? Не попали в «список» – и ладно. Никто ведь никому не запрещает там плавать. Водный кодекс трактуется в данных случаях широко, нет однозначного запрета на использование в качестве водных путей рек, в перечень не включенных.
Так-то оно так. Да только одно из недавних постановлений Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, увы, может в корне все поменять. Постановление заставляет толковать некоторые положения Водного кодекса таким образом, что судоходство по рекам, не включенным в перечень внутренних водных путей РФ, – незаконно. Что грузовые и пассажирские перевозки, размещение портов, причалов и т.д. разрешены ТОЛЬКО по рекам, входящим в указанный перечень. Все «водные пути», в нем не упомянутые, таковых, с позволения сказать, «привилегий» не имеют. Более того, юридические и физические лица, занимающиеся какими-либо перевозками по таким рекам, могут быть наказаны (причем в полном соответствии с законом): оштрафованы, а то и лишены лицензий. С данным утверждением согласна и прокуратура Красноярского края.
Закрыть Фонтанку?
А между тем реализация программы развития экономики Красноярского края на ближайшую перспективу предполагает в два-три года двукратное увеличение перевозок грузов именно речным транспортом. В абсолютных цифрах – до 1 млн. тонн песчано-гравийной смеси, до 1 млн. тонн оборудования и стройматериалов для обустройства нефтяных месторождений, до 200 тыс. тонн угля и так далее.
Есть и еще один нюанс. В основном перевозкой грузов и людей по внутренним водным путям занимаются представители малого и среднего бизнеса, развитию которого и президент, и премьер-министр РФ уделяют особое внимание.
Получается парадокс. Регионам (ведь речь идет не только о Красноярском крае) надо развиваться, людям работать, обеспечивать семьи и, самое главное, – никто не против. Однако прецедент, созданный ФАС ВСО, похоже, нарушает позитив и гармонию. Да, наше законодательство – не прецедентное, однако вопрос лучше снять заранее, пока проблемы, порожденные, мягко говоря, неполнотой перечня внутренних водных путей РФ не усугубились.
Кстати, упомянутая «неполнота» самым недвусмысленным образом может сыграть злую шутку с Санкт-Петербургом. Как ни странно, но законными внутренними водными путями здесь являются только собственно Нева и четыре ее притока. А правовой статус рек Охта, Екатерингофка, Фонтанка, Мойка, каналов Грибоедова и Крюкова – столь любимых любителями водных прогулок – отнюдь не определен. То есть формально судоходство по ним может быть в любой момент запрещено. Что, согласитесь, нанесет немалый финансовый урон по и без того не слишком прочно стоящей на ногах туристической индустрии Северной столицы. О возможных убытках в вышеназванном, енисейском, случае и говорить страшновато.
Безусловно, аспект денег крайне важен. Обустройство рек, законодательно пригодных для судоходства, финансируется из государственного бюджета. Однако, согласно данным Минтранса, в прошлом году финансирование это сократили на 14,4% и в текущем году «уменьшительная» тенденция сохранится. А расширение перечня, естественно, подразумевает выделение дополнительных средств. Но положение нельзя назвать безвыходным. Получи непризнанные внутренние водные пути соответствующее обеспечение – они в силу многих объективных причин «отобьют» затраты. Лишь бы им не мешали работать.
Выход из положения очевиден. Надо как-то решать существующую законодательную «закавыку». Но как именно? Вопрос пока остается открытым.