Правительство Москвы приступило к разработке законопроекта о капитальном ремонте. В нем планируется определить, как именно граждане должны участвовать в этом процессе.
Напомним, что сейчас реализуется программа капремонта 14 тыс. домов, рассчитанная на 2008–2014 годы. Ее законопроект, разрабатываемый столичным правительством, не касается. Как и было обещано, в рамках этой программы средства на капремонт выделят власти – соответственно, гражданам платить ничего не придется.
Однако следующий капремонт, согласно Жилищному кодексу, будет проводиться уже за счет жителей. Теоретически его придется осуществить через 25 лет после последнего обновления здания. Но средства на это, как считают в столичном правительстве, пора копить уже сейчас. Причем, согласно задумке властей, описанной в новом законопроекте, деньги следует собирать не в привычных ТСЖ, а в некой другой компании, на которую укажет мэрия.
С этим подходом многие эксперты не согласны. «Накопительные компании подвержены всем рыночным рискам. И само их присутствие только увеличивает расходы граждан, т.к. надо оплачивать деятельность посредников и страхование их рисков, – говорит депутат Мособлдумы, член Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Андрей Клычков. – Возрастают расходы не только населения, но и города как собственника значительной доли жилого фонда. Можно предположить, что таким образом не только создаются механизмы для извлечения прибыли из коммунальных платежей населения, но и городской бюджет перегоняется в аффилированные частные компании. Накапливать отчисления у посредников людям абсолютно невыгодно: в лучшем случае их съест инфляция, в худшем – аппетиты самих посредников. Вспомним хотя бы пенсионную реформу… Частные фонды, аккумулирующие средства граждан, иногда растворяются, накопления людей пропадают».
«Мы уже наступали на эти грабли. До принятия Жилищного кодекса средства на капремонт каждого дома собирали со всех домов. В итоге жильцы тех строений, которые не нуждались в капремонте, деньги платили, но ничего взамен не получили», – комментирует Дмитрий Гордеев, эксперт Фонда «Институт экономики города». Жильцам выгоднее взять кредит: чем 25 лет копить, лучше 25 лет расплачиваться. А государство могло бы вносить проценты по этому кредиту и давать гарантии его возврата, как делается это в Прибалтике, Венгрии, Словакии.
«Новый закон граждане вправе игнорировать, потому что он противоречит Жилищному кодексу, – уверен Д. Гордеев. – Кодекс допускает накопления средств на капремонт только в рамках ТСЖ (внесение платы за капремонт происходит на основании решения общего собрания жильцов, а не законов региона). Наконец, определение порядка расчета платы за жилые помещения, в которую входит и плата за капремонт, это исключительная компетенция Федерации, а не субъектов. При установлении в законопроекте своего порядка расчета платы московские власти неуважительно отнесутся к федеральному законодательству. Таким путем они дойдут до того, что станут писать собственный Уголовный кодекс».
Между тем, по мнению большинства экспертов, закон о капремонте Москве необходим. И прежде всего в нем нуждаются сами жители, поскольку сейчас их права нигде не прописаны. Они не выступают заказчиками капремонта или хотя бы созаказчиками вместе с городом. Они не могут контролировать ход работ в своем доме и даже не могут повлиять на их перечень. Поэтому в ходе капремонта, например, рабочие отдирают в подъездах хорошую плитку, которую жители годом раньше положили за свой счет, и вместо нее кладут плитку попроще. Департамент капремонта жилищного фонда Москвы однажды так сформулировал свое отношение к жильцам: «Пациент обязан принимать те лекарства, которые ему выписывают».
«Подрядчик и собственники квартир должны заключать договор, который позволит последним ежедневно контролировать рабочих и финансовую документацию, – считает лидер «Яблока» Сергей Митрохин. – Должны быть установлены стандарты качества капремонта и право жителей требовать повторного проведения работ, если стандарты нарушены. Также надо запретить подрядчикам переуступать право на ведение ремонта. Часто бывает так: «прикормленная» компания выигрывает конкурс и ничего не делает. Она продает наряд другой компании. В результате количество денег, которые идут на капремонт, уменьшается. Закупаются дешевые материалы, нанимается дешевая рабсила. От жильцов постоянно поступают жалобы на халтуру». В большинстве случаев мэрия никак на такие факты не реагирует.
«Чтобы всего этого не было, нужен внятный закон о капремонте, – резюмирует С. Митрохин. – Однако я сильно сомневаюсь, что документ, который примет мэрия, будет таковым».
Дополнительный аргумент
Права жильцов необходимо защищать не только от чьей-то корысти или безалаберности, но и... от других жильцов. Регулярно собственники не пускают в свою квартиру рабочих для замены труб. Этим они вредят всему дому, поскольку приваривать новые трубы к старым нельзя: велика вероятность аварии. Но и жителей можно понять: они не хотят, чтобы рабочие повредили евроремонт в их квартире. Предполагается, что закон о капремонте урегулирует такие ситуации.