Недавно президент обвинил муниципалитеты в завышении стоимости коммунальных услуг. К столице заявление президента не относится, поскольку в Москве этот вопрос решает только мэрия. А вот подмосковные муниципалитеты оно взбудоражило. И не случайно.
Муниципалитеты Московской области устанавливают три тарифа – на водоснабжение, водоотведение и утилизацию бытовых отходов. Цены на электричество и газ определяет федеральное правительство. Оно же устанавливает цены на теплоснабжение, поскольку 70% стоимости этой услуги составляют те же электричество и газ. Участие областных властей ограничивается установлением тепловых нормативов. Они должны высчитывать, какое количество тепла полагается каждому муниципалитету, поскольку переход на счетчики осуществлен далеко не везде.
«Рост платежей за газ, электричество и тепло прежде всего обусловлен позицией федеральных монополистов – электроэнергетических компаний и «Газпрома», – отмечает мэр подмосковного г. Троицка Виктор Сиднев. – А мы еще должны с учетом инфляции повышать зарплату в наших коммунальных службах, иначе скоро в них некому будет работать. Например, средняя зарплата в нашем «Водоканале» составляет 14 тысяч рублей, что на 6 тысяч рублей ниже средней зарплаты по городу».
Схожая ситуация в подмосковном Клину. Местные организации не могут рассчитаться за газ с прошлого года. «Положение безвыходное. Наш мэр все время говорит о гнете монополистов. Думаем, как штаны поддерживать», – комментируют в пресс-службе администрации Клина.
«Муниципалитеты тоже повышают свои внутренние тарифы, но не от хорошей жизни. В условиях кризиса резко снизились их доходы от налогов. К тому же в прошлом году муниципалитетам передали дома в разваленном виде, не выделив денег на ремонт», – говорит депутат Мособлдумы, член комитета по ЖКХ Илья Крыканов. Что касается помощи муниципалитетам в рамках программы реформирования ЖКХ, то получить эти средства крайне трудно. Для участия в этой программе необходимо подготовить столько документов и организовать столько ТСЖ, что не обойтись без огромной команды юристов. Не каждый город может себе это позволить. На данный момент только 53 из 89 образований области подали заявки на участие в программе.
В конце прошлого года муниципалитеты получили право устанавливать количественные нормативы потребления коммунальных услуг, кроме теплоснабжения. Теперь правительство намерено передать это право областным властям. «Считалось, на местах виднее, сколько воды и газа расходует население и какой должна быть стоимость их доставки в квартиры. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что муниципалитеты с задачей не справились, поскольку в соседних городах стоимость одних и тех же услуг различается в несколько раз», – комментирует другой член комитета по ЖКХ Мособлдумы Сергей Жигарев.
Предполагается, что передача этих полномочий субъектам Федерации снизит темпы роста коммунальных платежей, так как муниципалитеты лишатся возможности латать бюджетные дыры за счет коммуналки. Вместе с тем, считает С. Жигарев, сваливать вину на муниципалитеты нельзя. «Мы не можем списать со счетов интересы естественных монополий и коррупционную составляющую, которая здесь, несомненно, присутствует», – отмечает он.
«Монополисты не сами назначают тарифы, это делает государство. Мэры не могут сказать, что правительство плохое. Поэтому они критикуют монополистов», – говорит замдиректора Фонда «Институт экономики города» Владлен Прокофьев. По его словам, рост платежей вызван не только стремлением заинтересованных лиц к прибыли, но и целым рядом правительственных решений.
Во-первых, правительство требует разделять нормативы теплоснабжения для разных домов. Старым зданиям полагается больше тепла – соответственно, для них увеличивается его стоимость. Это особенно болезненно, поскольку в старых домах проживают в основном люди с небольшим доходом. Во-вторых, правительство настаивает на уравнивании тарифов для жителей с тарифами для промышленности. Пока еще предприятия в России платят за энергоносители больше, чем жители, и считается, что это снижает их конкурентоспособность по сравнению с предприятиями других стран СНГ. В‑третьих, правительство запретило муниципалитетам дотировать коммунальные услуги, и жители должны оплачивать 100% их стоимости.
Несмотря на бедственное положение, муниципалитеты Подмосковья все же умудряются сдерживать рост коммунальных платежей за счет местных ресурсоснабжающих предприятий. Тарифы на местах выросли меньше, чем тарифы федеральных монополистов. Законом допускается общий рост платежей граждан на 25% в год, а правительство области рекомендовало городам планку вдвое ниже – 13%. В Троицке и Клину тарифы выросли на 13% с хвостиком, и потому мэрам этих городов надо думать, как затормозить их рост еще сильнее. Ведь все, в том числе жители, будут спрашивать в первую очередь с местных властей.