Аргументы Недели → Город М № 15(205) от 22.04.2010

Газ не портит воздух

, 17:50

На недавнем заседании правительства Москвы обсуждалась газификация автопарка столицы (прежде всего автобусов и маршруток) – с одновременной газификацией существующих автозаправок и срочным строительством новых АЗС такого рода. Спешка объясняется заботой об экологии города: от газа выхлоп чище. Готовы власти и к административным мерам. Они в очередной раз грозят запретить въезд в Москву машин, загрязняющих воздух.

Идея перевести московский автотранспорт (сначала общественный, а затем коммунальный) с бензина и дизтоплива на компримированный природный газ (КПГ) светла и чиста экологически. При использовании этого вида топлива выбросы вредных веществ вполовину меньше по сравнению с бензином и на четверть – с пропанбутаном. Подсчитано, что автобусы на КПГ экологически втрое чище дизельных. Если удастся газифицировать хотя бы коммунальную технику, в масштабах города это сократит выбросы вредных веществ на 100 тыс. тонн в год.

Свободнее вздохнут москвичи, живущие и работающие поблизости от автотрасс и в задыхающемся от пробок центре. Замечено, что люди, которым выпало жить поблизости от тех автопарков, где технику переводят на газ, жалуются на такое соседство намного реже, чем те, у кого под боком бензиновые и дизельные автобусы и машины.

«Переделать любой автомобиль «под газ» нетрудно: «движок» менять не надо. Достаточно поставить газовый баллон и некоторое дополнительное оборудование, – объясняет Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора». – Из-за этого и двигатель меньше изнашивается, и свечи приходится реже менять. То есть получается существенная экономия. При больших пробегах переделка под газ окупается уже через 6–7 месяцев». Цена топлива тоже имеет значение: километр пробега обходится в 3–4 раза дешевле, чем на бензине.

Дотянуть до заправки

Однако при таких существенных плюсах из 3,5 млн. московских автотранспортных средств на КПГ ездит лишь около тысячи. В отличие, скажем, от Японии, где многие такси работают на газу, московские таксисты на КПГ переходить не спешат. На вопрос насчет упущенной выгоды отвечают: «А заправляться где?» Действительно, на всю Москву сейчас только четыре газовые заправки, да и те построены еще в 1984-м. Вот такой получается парадокс: автопром не выпускает газобаллонные машины, потому что нет достаточного количества газозаправочных станций. А их число не будет расти, пока не появится больше газобаллонных автомобилей.

Разорвать замкнутый круг могло бы государство, стимулируя газификацию и автозаправок, и автомобилей. Соответствующие программы, принятые московским правительством в прошедшие годы, были успешно провалены. Сейчас оно пытается разработать комплекс мер, которые сдвинут наконец дело с мертвой точки.

«Наверное, к существующим заправкам добавим контейнеры с газом, – предполагает депутат Иван Новицкий, заместитель председателя Комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству. – Надо смотреть, выполнимо ли это технически. Главное, поставить задачу».

А ее московское правительство формулирует так: газифицировать все заправки в столице. Для этого предлагается ввести освобождение от уплаты налога на землю, снижение налога на основные средства – если от 30% продаваемого топлива составит сжатый газ. Кроме того, не будут подписываться проекты новых станций, на которых не предусмотрена заправка газом. Строительство же многотопливных (с КПГ) заправок, наоборот, форсируется: в городе для них уже подобрали 21 участок. Как стало известно «АН», в ближайшее время газовые заправки появятся на Левобережной и 5-й Кабельной улицах.

Рассматриваются меры стимулирования владельцев автотранспортных средств. Это могут быть преимущества в конкурсе на госзаказ: выделение грантов и дотаций на приобретение автомобилей, работающих на КПГ, дотации по кредиту на переоборудование транспортных средств, снижение на них налога. Есть сведения, что одними из первых на газ перейдут фуры-рефрижераторы «Мосавтохолода». К 2012 году полностью переведет на газ свои автобусы 11-й автопарк «Мосгортранса». В перспективе газифицированы будут все столичные автобусы.

«Кирпич» для выхлопов

Выхлопы транспорта, работающего на КПГ, соответствуют стандарту «Евро-4» – и полностью удовлетворяют требованиям даже самых строгих поборников экологической чистоты. К ним относят себя и московские власти. Они планируют с 2011 года запретить въезд в центр грузовиков с экологическими характеристиками ниже стандарта «Евро-3», а с 2012 года – ниже «Евро-4». Прежде всего автомобили ниже уровня «Евро‑4» предполагают не пускать на «территории повышенной экологической ответственности»: школы, больницы, детсады… В этот список попадет около 1,5 тыс. объектов.

Считается, что и это подтолкнет автотранспортные предприятия к переходу на газ: ведь бензин зачастую стандартам не соответствует.

«Запрещать-то просто. Но вы сначала обеспечьте потребителя качественным топливом! – возмущается Вячеслав Лысаков. – Вот Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне не реконструировался лет 15. А он в основном Москву бензином и обеспечивает. Сейчас стандарт бензина для столицы – «Евро-3». Но ежегодные проверки, которые проводит Департамент природопользования и охраны окружающей среды, выявляют до 30% топлива, не отвечающего нормам.

То есть сама машина может соответствовать экологическому классу хоть «Евро-5» (на который, кстати, в Европе уже переходят), но если заправить ее бензином «Евро-2», то и выхлоп будет – «Евро-2». И вот большой вопрос: как вычислить в потоке автомобили, не соответствующие нормам? В Лондоне есть специальная аппаратура. У нас нет ни аппаратуры, ни радиометок. Не будут же гаишники на улицах выхлоп нюхать...»

Пока запретительные меры не введены, Центру организации движения поручено провести мониторинг на Третьем транспортном кольце и подготовить конкретные предложения о запрещении въезда в пределы ТТК грузового транспорта с выхлопом, не соответствующим «Евро-4».

«У нас запреты пытаются ввести слишком быстро, – считает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. – В Европе переходят с одного стандарта на другой за пять лет, чтобы люди, покупая машину, рассчитывали, сколько лет они на ней смогут проездить. А нашему перевозчику как быть? Если купит машину класса «Евро-4», она через полгода сломается, потому что бензина «Евро-4» в городе еще нет. А если купит «Евро-3», через год ему запретят ездить. Нефтяники, надо сказать, отсрочили выпуск бензина «Евро‑4» до 2012 года, ссылаясь на то, что раньше не успеют провести модернизацию нефтеперегонных заводов».

Переоборудование таких предприятий под новый стандарт бензина потребует 80 млрд. долларов. Не факт, что их
удастся изыскать за два ближайших года. Нет также уверенности, что в бюджете Москвы найдутся деньги на газификацию автопарка и заправок. Издать запрет намного проще. Однако в ряду мер по борьбе за экологическую чистоту запретительные явно должны быть последними.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram