Останутся ли в Москве трамваи? Судя по принятому во втором чтении Генплану развития столицы до 2025 г., ответ скорее отрицательный.
Последние 15 лет трамвайные маршруты в Москве планомерно ликвидируются. Например, снятие маршрутов 5 и 23 вызвало много шума. Недовольны пассажиры и грядущим изменением маршрута 19. Это нарушает отлаженную транспортную схему в Марьиной Роще. Последнее решение префектуры Северо-Восточного округа стало поводом для состоявшегося на днях разбирательства в Мосгордуме. Кстати, представители префектуры явиться на него не посчитали нужным.
«Категорически против ликвидации трамвайных маршрутов в Марьиной Роще выступают пешеходы и автомобилисты. Это проблема касается и сотрудников депо «Марьина Роща». Если оно будет ликвидировано, новую работу им будет найти крайне сложно», – уверен руководитель фракции КПРФ в МГД Андрей Клычков.
В отличие от пассажиров городские власти относятся к трамваям с неприязнью. Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «За свободу выбора», утверждает, что «от трамваев чиновникам прибыли мало. Другое дело – автобусы. С их помощью можно наварить деньжат на топливе, запчастях». По официальной же информации, чиновники выступают против трамваев, потому что они создают пробки, мешают растущему транспортному потоку.
«Еще кто кому мешает! Это трамваям нужно давать приоритет перед другим транспортом! – считает Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. – Например, необходимо делать простейшие ограждения, столбики, не позволяющие остальному транспорту заезжать на пути. Вносить изменения в ПДД. Вот в Амстердаме на трамвайные пути разрешено заезжать только маршрутным автобусам и таксомоторам. Штраф за парковку автомобиля на путях в Европе около 500 евро, да еще понадобится хороший адвокат, чтобы разбираться с исками пассажиров трамвая по причинению морального ущерба. И авария на трамвайных путях, если нет пострадавших, а только «жестянка», не задерживает движение транспорта. У нас же трамваи встают на полдня, когда перед ними пара «жигулей» поцарапается».
Получается, не столько трамваи виноваты в пробках, сколько несовершенство законов, не учитывающих их особенности. Прежде всего это касается обычных уличных трамваев, зачастую вынужденных делить в московских переулках с автомобилями одну полосу, да еще выложенную старой брусчаткой. Гораздо меньше проблем и споров вызывают обособленные скоростные трамвайные линии по радиальным направлениям. Ходят даже слухи, что там, где они в свое время были сняты, их начнут восстанавливать. Скажем, на Ленинском проспекте.
«Но надо понимать, что это стоит больших денег, – предупреждает Юрий Свешников, председатель Московского транспортного союза. – Нужны трансформаторы, подстанции, пути, подвески. Ясно, что существующая стоимость проезда на общественном транспорте такого не окупит. Следовательно, любые работы будут финансироваться из городского бюджета, а не из доходов транспортных предприятий. Но кое-что делается. Скоро вдоль шоссе Энтузиастов по выделенной линии пройдет первый скоростной трамвай. А вот трамваи, идущие по улицам, да еще с задержками из-за входных турникетов – конечно, они поток тормозят...»
Зато сколько пассажиров они везут! Это проверенный факт: закрытие любого трамвайного маршрута резко увеличивает нагрузку на прилегающие пересадочные станции метро. Сцепка из двух вагонов везет от 100 до 200 человек. Если такое же количество людей разместится в автомобилях, тех понадобится 80. «По выделенной полосе автомобили перевозят в час до 1,5–2 тысяч пассажиров, автобусы и троллейбусы – до 7 тысяч, а трамваи – до 20–25 тысяч человек, – объясняет Александр Морозов, сопредседатель Межрегионального общественного движения «Город и транспорт». – Если трамваи перенести на газоны и предоставить им право приоритетного проезда перекрестков, они смогли бы разгрузить центр и пересадочные узлы метро».
Одна небольшая ветка скоростного трамвая в СВАО – вот и все, что Генплан предлагает москвичам в будущем. Однако Москомархитектура поддержала предложение депутатов КПРФ в Мосгордуме включить в теоретическую часть Генплана положение о необходимости развития трамвайных путей.
По словам представителя ГУП НииПИ Генплана г. Москвы Игоря Бахарева, с тех времен, когда начался автомобильный бум и реконструкция крупнейших магистралей потребовала снятия трамвайных путей, ситуация изменилась. «Сейчас мы говорим, что трамвайные пути должны быть сохранены. Рассматривается возможность строительства двух новых трамвайных депо, прокладка новых линий». Защитники трамвая настаивают также на том, чтобы включить в Генплан категорию «сохраняемые линии трамвая», перечислив их все «поименно» – чтобы в префектурах не было соблазна по-тихому ликвидировать и менять маршруты, как это происходит сейчас в Марьиной Роще.
Зарубежный аргумент
В развитых странах, где автомобилей не меньше, трамвайных линий в городах становится все больше. Точнее, линий «легкого рельсового транспорта» (RLT) – это понятие объединяет и традиционный трамвай, и скоростной, и даже легкий метрополитен. Новые линии прокладывают и по газонам, и в переулках между историческими зданиями. Даже в пешеходных зонах, где запрещен любой другой вид транспорта.