Московское и федеральное правительства выплатят родственникам жертв недавнего теракта в столичном метро свыше миллиона рублей, пострадавшим - от 200 до 400 тысяч. Деньги возьмут из бюджета. Московский метрополитен, не обеспечивший пассажирам должной безопасности, не потратит на это ни копейки. Страховые компании тоже в стороне от компенсаций, поскольку пассажиры подземки не были застрахованы. Правильно ли это?
Принято говорить, что человеческая жизнь бесценна. Для страховщиков, однако, она имеет совершенно конкретную цену. Авиакомпании, например, обязаны страховать свою ответственность перед пассажирами как минимум на 2 млн. рублей. Соответствующие поправки в Воздушный кодекс были приняты год назад. Пока это единственный вид транспорта, пассажиры которого застрахованы на столь значительные суммы.
После теракта с «Невским экспрессом» родственники погибших получили от страховщиков в среднем по 12 тыс. рублей. Они объяснили, что за 2 руб. 30 коп., которые включены в стоимость каждого билета в качестве обязательного страхования, больше не полагается. За дополнительные 50 руб. человек может застраховаться добровольно.
«Из всех погибших на «Невском экспрессе» такая страховка была только у одного пассажира, и его родственникам полагается порядка 500 тысяч рублей. Учитывая, что на «Невском экспрессе» ездят люди обеспеченные, думаю, большинство из них просто не знали о возможности добровольного страхования, - предполагает Евгений Куликов, председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников. - Бывают и обратные случаи. Кассирши, ничего не объясняя, включают дополнительные 50 руб. в стоимость билета. Там условия договора написаны так мелко, что я даже в очках прочитать не могу. Я как-то раз пытался - у меня волосы дыбом встали. Компенсацию у страховой компании будет получить почти нереально».
Дополнительный аргумент
Гражданская ответственность московского метрополитена застрахована: она наступает в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц по вине подземки. Однако теракт - не страховой случай, так как метрополитен тут сам является пострадавшим. В Минюсте уже несколько лет зреет законопроект о возмещениях жертвам терактов, но пока ни на какие обсуждения он не вынесен.
В Минтрансе существует - и уже несколько лет дорабатывается - проект закона об обязательном страховании ответственности перевозчика, который заставит страховать пассажиров на всех видах транспорта. По этому проекту, компенсация родственникам погибших должна составить 2 млн. руб., как на авиатранспорте. Но откуда возьмутся деньги на эти выплаты, например, у московского метрополитена? Конечно, они будут заложены в цену билета, и стоимость проезда, соответственно, возрастет. Как считают эксперты, в среднем на 1-5 рублей.
«На самом деле тут и копейки дополнительной было бы достаточно, - не сомневается адвокат Владимир Жеребенков. - При пассажиропотоке московского метро это давало бы почти сто тысяч рублей за день. Стоимость проезда в метро и так стремительно растет, в разы обгоняя рост цен на электроэнергию».
Похожая ситуация - с другими видами общественного транспорта. «За год всеми автобусами на территории РФ перевозится 14 миллиардов пассажиров. По рублю с каждого - и доходы страховых компаний составят 14 миллиардов, - приводит свои подсчеты Юрий Свешников, председатель Московского транспортного союза. - Автобусы - один из самых безаварийных видов транспорта. В прошлом году в ДТП с их участием погибли 124 человека. За каждого по 2 миллиона - это примерно 250 миллионов. Значит, на 13 с лишним миллиардов страховщики останутся в плюсе. Зато пострадавшие из-за автобусов, например, пассажиры личного транспорта и пешеходы не получат практически ничего. На них страховка не распространяется. Единственное, на что могут рассчитывать семьи погибших, - выплаты по ОСАГО перевозчика. Деньги через «автогражданку» выбить бывает очень сложно...»
Чтобы защитить пострадавших от общественного транспорта третьих лиц, в проекте закона об обязательном страховании ответственности перевозчика предлагается упростить порядок получения этих выплат. Какую-то часть можно будет забрать едва ли не на следующий день - на лекарства, оплату медуслуг. «Еще мы предлагаем увеличить компенсации по ОСАГО за жизнь и здоровье людей по крайней мере до миллиона, - добавляет Ю. Свешников. - А в перспективе - до двух. Хоть немного приблизимся к Европе, где такие выплаты - от 2 миллионов евро для всех видов транспорта».
«Должно ли страхование пассажиров быть обязательным или добровольным? - спрашивает Валерий Постников, вице-президент одной авиационной страховой компании. - Я думаю, что каждый человек волен решать и оценивать собственные жизнь и здоровье. Обязательное страхование государство вводит тогда, когда не видит другой возможности урегулировать потенциально опасную ситуацию. Например, ОСАГО. Без него все суды были бы завалены взаимными претензиями. А в метро счет погибшим идет все же на десятки раз в четыре года. Для столь редких случаев вводить страхование нецелесообразно». Государство, как и в случае в последними терактами, может платить компенсации из бюджета. На первый взгляд это не совсем правильно. Но при зрелом размышлении это оказывается лучше, чем массовое повышение цен на билеты.
Кстати
Нынешние выплаты семьям погибших и пострадавшим в метро людям - самые большие за всю историю терактов в Москве. До сих пор их максимум не доходил и до полумиллиона рублей. Для семей, оставшихся без кормильцев, для людей, нуждающихся в серьезной медпомощи, сумма компенсации имеет огромное значение.