На днях министр транспорта Московской области Петр Кацыв объявил об окончании работ по проектированию Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Экологи считают этот проект приговором подмосковной природе.
Главной опасностью ЦКАД экологи называют многоаспектность вредного воздействия, которому подвергнется Подмосковье. В результате строительства дороги область лишится 100 кв. км леса («АН» рассматривали этот аспект проблемы в материале «Дороги пойдут напролом» в №48 от 3.12.09). Уцелевшие деревья тоже ждет незавидная участь. Из-за повышения концентрации вредных веществ в воздухе резко ухудшится санитарное состояние лесных массивов, а увеличение количества людей приведет к росту числа пожаров. По оценкам специалистов Дружины охраны природы МГУ, из-за этих факторов площадь лесов может сократиться еще на 12 тыс. га. Кроме того, загрязняющие вещества из воздуха и почвы будут попадать в водохранилища, которые снабжают Москву питьевой водой.
Этим пагубное влияние дороги не исчерпывается. По словам руководителя Дружины охраны природы МГУ Ксении Авиловой, ЦКАД нанесет непоправимый вред видовому разнообразию животных и растений в Подмосковье, так как многие популяции окажутся разделенными многополосной трассой. Правда, как отмечают экологи, на всем протяжении ЦКАД предусмотрены грамотно спроектированные переходы для животных. Но много ли после начала строительства трассы останется тех, для кого эти переходы предназначены?..
Как рассказал руководитель лесной программы Гринпис России Алексей Ярошенко, к реализации проекта ЦКАД будут привлечены более 200 тыс. человек. И это вряд ли будут исключительно жители Подмосковья: без приезжих явно не обойдется. При этом, как отмечает Ярошенко, люди станут приезжать семьями, так как строительство ЦКАД, по официальной оценке властей Московской области, займет порядка 12-15 лет. В результате численность населения центрального Подмосковья вырастет в среднем на 500 тыс. человек. Территория между Москвой и ЦКАД будет превращена в некий единый город, на территории которого, по мнению Ярошенко, не останется места для зеленых насаждений.
Главное - скорость!
Вызывает нарекания и сам процесс проектирования дороги. Как рассказали «АН» во ФГУП «Росгипролес», который занимается проектными работами в области лесного хозяйства и принимал участие в проектировании ЦКАД, в теории для каждого участка ЦКАД должен составляться так называемый акт выбора. Это специальный документ, гласящий, что участок лесного фонда, по которому пройдет дорога, был выбран как минимум из двух «претендентов» и является единственно допустимым вариантом прохождения дороги. По закону, каждый акт выбора нужно тщательно готовить, при необходимости выехать на место предполагаемой застройки.
Однако часто заказчик в лице ОАО «ЦКАД» выставлял институту сроки, в которые невозможно провести серьезную работу. Поэтому «Росгипролесу» приходилось привлекать к делу всех сотрудников, которые далеко не всегда компетентны в этом вопросе. Работа велась по принципу «чем быстрей - тем лучше».
Любопытно, что экологи вовсе не против появления в Подмосковье новой трассы. По их мнению, оптимальным вариантом было бы появление в контурах Малого бетонного кольца (именно по нему пройдет основная часть ЦКАД) высокоскоростной магистрали, не облепленной по периметру инфраструктурными объектами: складскими комплексами, мотелями, магазинами. Однако о таком сценарии остается лишь мечтать. Согласно готовому проекту, на пересечении ЦКАД с радиальными автомагистралями появятся крупные логистические центры. Если посчитать эти пересечения, получится, что в Подмосковье появится не менее десятка таких комплексов. Для строительства подобных объектов предполагается отвести по 3 км с каждой стороны ЦКАД. При этом строителям разрешено не только рубить лес, но и вторгаться в водоохранные зоны.
«Уже сейчас очевидно, что вся эта инфраструктура будет приносить немалые прибыли, - отмечает Алексей Ярошенко. - Однако финансирование мероприятий, компенсирующих экологический вред, проектом не предусмотрено».