В Москве начал действовать новый контролирующий орган - Моснадзор долевого строительства. Его сотрудники уже отправились на первые проверки в строительные организации. Их названия, а также меры, которые может применить к ним новый орган, не разглашаются.
В мэрии разъяснили, что Моснадзор долевого строительства должен следить за тем, как фирмы, привлекающие средства дольщиков, исполняют 214-й Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартиных домов». Проверяться будут прежде всего те компании, на которые пожаловались граждане. Если информация подтвердится, инвесторов принудят перезаключить договоры в соответствии с 214-ФЗ, в том числе зарегистрировать их в Росреестре. Также застройщики отныне будут ежеквартально отчитываться перед Моснадзором за использование полученных средств. А последний может обращаться в арбитражный суд с запросом о временной приостановке строительства, если застройщики не отреагируют на вынесенные им предписания.
Самые громкие скандалы на эту тему уже отшумели. И тут мэр Ю. Лужков вспомнил об обманутых людях. Как говорят, его заставила это сделать встреча с В. Путиным в июле 2009-го, на которой мэр обещал премьеру «окончательно решить проблему». Взялись за это московские власти привычным для себя способом - создали новый административный орган. Возглавил его опытный в делах надзора человек - Игорь Ткач, ранее занимавший должность замруководителя Московского контрольного комитета.
«Ну, проверят они несколько компаний и опять получат откаты. Как это поможет дольщикам? - интересуется Вероника Панкова, председатель Комитета защиты прав потребителей риелторских услуг. - Тряхнут они нескольких бизнесменов от строительства. У них сразу возникнет очередной дефицит денег. На кого он ляжет? Конечно, опять предложат людям скинуться на строительство...»
Как на дополнительный административно-коррупционный барьер смотрят на Моснадзор долевого строительства и в фирмах, которые занимаются этим бизнесом. Мол, активность в строительстве падает, а аппетиты чиновников остаются прежними: на «Мерседесе» предпоследней модели им ездить и в кризис западло. Значит, приходится повышать коррупционные тарифы - вводить дополнительные барьеры для бизнеса, которые потом по определенному каналу можно будет преодолеть.
Практически все строительные компании Москвы действуют по «серым» схемам, говорят в Общероссийском движении защиты пострадавших дольщиков. Люди жалуются, что не могут найти никого, кто работал бы «по-белому». Рассказывают, например, что их заставляют купить двухгодичный вексель на стоимость квартиры у некоего банка, и только тогда строители дают бумажку о резерве квартиры. А разве может Моснадзор запретить банкам продавать векселя?
Или еще схема, почти анекдотическая. Покупатель квартиры подписывает три документа: акт о резерве определенной квартиры, договор с туристической компанией на совершение кругосветного путешествия (стоит оно ровно столько же, сколько квартира) и бумагу о том, что путешествие совершено. Ничего из этого по закону запретить нельзя. Получается, что «серые» схемы продажи будущих квартир не противоречат Гражданскому кодексу. И граждане на свой страх и риск могут их заключать.
«Другое дело, что людей надо обеспечить бесплатной юридической помощью, чтобы они могли в полной мере осознать степень риска, - уверен кандидат юридических наук Василий Кириллов. - И что касается Моснадзора. Чтобы он был действенным, над ним надо еще один Моснадзор поставить, а над тем еще один. И такую пирамиду возвести, которая упрется в Путина».
«Государство позволяло тем компаниям, которые позже обманули дольщиков, регистрироваться, рекламировать свою деятельность, платить налоги. А раз позволяло, значит, оно тоже в какой-то мере несет ответственность, - уверен депутат Госдумы Виктор Илюхин. - Если муниципальная власть не обеспечила контроль за деятельностью строительных организаций, не проверила их состав, их регистрацию, и сколько у них денег на счетах, то и расплачиваться с обманутыми дольщиками хоть частично, но обязана. У меня еще в 1996-м был соответствующий проект закона, но так проектом и остался. А ведь если бы приняли, взяточничества с этим делом было бы меньше».
«Практика Моснадзора позволит выявить слабые места в пресловутом 214-ФЗ. Имея на руках документы, подтверждающие огрехи закона, в него можно будет внести поправки, - считает Константин Апрелев, вице-президент Российской Гильдии риелторов. - Так, стоило бы запретить застройщикам нецелевое использование средств. Если деньги собираются дольщиками под определенную площадку, то и тратиться они должны именно на нее. Возможно, стоило бы повысить штрафы за нарушение 214‑ФЗ - пока они жалят застройщиков не больнее, чем комары».
На данный момент организаций, согласующих строительство в Москве, около 200. Однако все они словно не замечают нарушений, сплошь и рядом совершаемых на столичном рынке недвижимости. Вряд ли эту ситуацию сможет исправить двести первый надзирающий...