Законопрокт о переводе большинства госучреждений на самообеспечение еще только проходит согласование в Госдуме, но уже наделал много шума в московских коридорах власти. Столичные депутаты и чиновники хором жалуются на скороспелость проекта. А социальная комиссия Мосгордумы гадает: какие из городских предприятий и учреждений будут сняты с бюджетного финансирования, а какие будут по-прежнему жить за казенный счет.
Суть федерального проекта состоит в том, чтобы перевести некоторые госучреждения на самоокупаемость в целях экономии государственного и местных бюджетов. Это напрямую касается Москвы как субъекта Федерации, на деньги которого содержится масса городских учреждений и организаций. В Госдуме уже решили, что без финансирования не оставят только органы власти, силовые ведомства, СИЗО, детские дома, лепрозории и противочумные учреждения. Остальные - включая школы, больницы, библиотеки, музеи и тюрьмы - должны будут изыскивать средства к существованию самостоятельно. Впрочем, некоторые дотации таким организациям все же оставят, но их объем будет явно меньше прежнего финансирования.
Музей - это бизнес...
«Повальная приватизация сейчас преждевременна, - считает Андрей Метельский, депутат МГД, лидер фракции «Единая Россия» в столичном парламенте. - Если уж приватизировать, то приватизировать обязательно так, чтобы государство тоже имело пакет акций и получало дивиденды. То, что создано страной, людьми, не должно принадлежать какому-то одному человеку или группе лиц. Возьмем музеи. Дело не только в том, что в результате реформы цены на билеты туда могут подскочить до трех тысяч рублей. А в том, что музеи, их запасники - это наше народное достояние. Если они станут коммерческими предприятиями, то какой-нибудь бизнесмен из Германии или США заплатит деньги и скажет: это мое. Так можно дойти до абсурда и потерять наши самость, суверенитет и целостность».
«У нас развелось очень много структур, которые сидят на бюджете и ничего не делают полезного для экономики и общества. Такие учреждения надо ликвидировать, - оппонирует Константин Бесчетнов, депутат Госдумы, член Комиссии по экономической политике и предпринимательству. - А сильное учреждение спокойно пойдет на самофинансирование. Скажем, Пушкинский музей или Третьяковка. Это нормально, когда, несмотря на наличие дотаций, спонсоров и благотворителей, музей встраивается в бизнес-схему. При нем могут быть гостиница, магазин с сувенирами, рестораны... Я считаю, что так и должно быть».
Примерно так все устроено в московском музее-заповеднике «Коломенское». Однако заработанных средств там не хватает и на скромные оклады сотрудникам - не говоря уже о реставрации, о поддержании комплекса в надлежащем состоянии, о развитии, которое необходимо всем культурным объектам. И это еще благополучный объект. А как быть сотням других музеев, существующим исключительно на государственные деньги? Или другим организациям вроде школ, поликлиник, библиотек, которые сами в рамках законодательства способны заработать лишь копейки?
Своих не бросят?
В московском правительстве и Мосгордуме считают запланированную реформу преждевременной и собираются завести в отношении городских учреждений особые порядки. На днях на экономическо-хозяйственном совете во главе с Ю. Лужковым уже решалось, какие московские ГУПы (государственные унитарные предприятия) во что превращать. «То, что очень нужно государству (прежде всего из соображений безопасности), мы превратим в так называемое казенное предприятие. Это повышает контроль, - объясняет депутат МГД Михаил Москвин-Тарханов. - Школы и поликлиники сделаем автономными учреждениями - у них будет больше прав, чем у казенных предприятий. Если же организация полностью готова к самостоятельному существованию, ее нужно акционировать. При этом правительство Москвы сохранит за собой контрольный пакет акций. Так, Мосгеотрест останется казенным. Метрополитен - как объект стратегический - тоже. А вот с Мосгортрансом возможны варианты. Либо он превратится в очередное ОАО, либо станет «государственным автономным учреждением». Пока этот вопрос не решен».
Однако в Мосгордуме обещают, что столичный бюджет обязательно поддержит городские учреждения независимо от того, в какие структуры они будут реорганизованы. «Как это технически осуществить, мы сейчас активно обсуждаем в Комиссии МГД по предпринимательству», - успокаивает Михаил Москвин-Тарханов.
Тем не менее опыт прежних лет показывает, что подобные реорганизации бесследно не проходят. Например, таксомоторные парки некогда были городскими учреждениями. «Но сначала такси стали сдавать в аренду водителям, потом парки и вовсе акционировали, - рассказывает председатель Московского Транспортного Союза Юрий Свешников. - Новые собственники решили, что им невыгодно использовать здания парков, расположенных в центре города, для содержания такси. Удобнее их перепрофилировать. Так Москва осталась и без дорогой недвижимости, и без дешевых городских такси. А теперь представьте, что сейчас акционируют городские учреждения автобусно-троллейбусные парки. Филевский, к примеру, расположен в самом центре города! Так там сразу построят элитные здания с видом на Сити, с дорогим яхт-клубом. Вот будет обидно!»
Другой пример. «Школы всегда были госучреждениями. Только это спасло их в период перестройки, - объясняет Николай Евтихиев, префект Восточного административного округа. - А система детских садов была в двояком подчинении: часть ведомственных, часть государственных. В результате ведомства-собственники распродали здания садиков и те были перепрофилированы. Из-за этого сегодня мы имеем страшные очереди в детские сады. Нельзя допустить, чтобы такая история повторилась и со школами».
Пока столичные власти по этому вопросу встали в оппозицию федеральным и горой стоят за финансовую поддержку столичных городских учреждений. Однако пока речь не идет о конкретных суммах в строках «на школы», «на библиотеки», «на больницы» и т.п. Посмотрим, будут ли депутаты Мосгордумы так же благодушны во время составления бюджета на следующий год.