Аргументы Недели → Город М № 5(195) от 11.02.2010

Молчание общаг

Почему чиновники играют судьбами людей, живущих в общежитиях?

, 19:56

Недавно Правительство Москвы объявило об отказе от сноса 23 столичных общежитий. На первый взгляд новость плохая: кто же откажется от возможности выехать из общаги? На самом деле ситуация с такими зданиями в столице настолько запутана, что их обитатели считают эту новость даже хорошей.

На сегодняшний день в Москве насчитывается более 300 общежитий, в которых проживают около миллиона человек. В основном это общаги, еще в советские годы принадлежавшие разным предприятиям. Парадокс в том, что в подобных общежитиях люди живут не неделю и не месяц. Большинство квартирантов обитали там по 15-25 лет, не имея фактически никаких прав. Жилищный кодекс РФ решил эту проблему по справедливости. ЖК прямо указывает, что общежития в Москве для рабочих нужно считать обычными жилыми домами, для чего их необходимо передать в муниципальный фонд. Причем проживающих там людей следует признать не приживалами, а полноправными москвичами, с которыми заключается обычный договор социального найма. В результате чего они получают право приватизировать квартиры в бывших общагах.

В квартиру через турникет

Однако столичных чиновников такой сценарий не устроил.По словам представителей Движения общежитий Москвы и области, власти решили придержать квадратные метры в общежитиях, дабы распоряжаться ими по своему усмотрению. Они вроде бы и не отказываются признавать общежития домами, но и решения об этом не принимают. «У нас существует программа ликвидации общежитий на территории округа, и мы по возможности ее выполняем, - говорит Михаил Недайводов, начальник Управления Департамента жилищной политики по Центральному округу г. Москвы. - Все жители общежитий постепенно станут полноправными москвичами. Но на перевод домов в муниципальный фонд требуется время для подготовки документации, проведения в зданиях необходимого ремонта или перепланировок».

Процесс подготовки общежитий к передаче в муниципальный фонд вяло тянется с начала 1990‑х. Все это время люди не могут приватизировать квартиры и живут там фактически на птичьих правах. Более того, им приходится платить за проживание и коммунальные услуги по завышенным расценкам.

Для работы с общежитиями Правительство Москвы учредило специальный ГУП «Жилищник-1». Формально ГУП обязан заниматься капитальным ремонтом и перепланировкой вчерашних общежитий, после чего город официально принимает эти дома в муниципальный фонд. На деле, по словам жителей самих общежитий, «Жилищник» как может затягивает этот процесс.

«Ремонт и перепланировка» зачастую заключаются в том, что проживающих либо переселяют с этажа на этаж, либо уплотняют, - рассказывает лидер Движения жителей общежитий Москвы и Московской области Ирина Бергалиева. - Недавно в общежитии на улице Полбина в Юго-Восточном округе ГУП, не поинтересовавшись мнением жильцов, превратил общие кухни в жилые комнаты, вселив туда неизвестно откуда взявшихся людей».

В некоторых общагах «Жилищник», наверное, с целью «ремонта и перепланировки», вопреки всем нормам, внедряет пропускной режим. Например, такой порядок был установлен в доме на ул. Шоссейной, 22. Жителей обязали регистрировать гостей у охранников, возвращаться домой не позднее 10 вечера и заходить в подъезд только через специальный турникет, приложив к нему пластиковый пропуск.

Вообще чиновники как хотят вертят судьбами людей, живущих в общежитиях. К примеру, они хотели снести 23 общаги, в которых только что был сделан капитальный ремонт за счет бюджета. Конечно, жители были против: зачем отказываться от вполне качественного жилья в пользу «кота в мешке» - квартир, которые из милости предложили бы им в префектурах? Однако городские власти настаивали: общежития хотели снести и построить на их месте более дорогое жилье. К счастью, из-за кризиса эта идея отпала сама собой.

По словам Ирины Бергалиевой, люди, устав ждать милости от городских властей, начинают отстаивать свое право на жилье через суд. И выигрывают, поскольку в федеральном законодательстве четко прописаны их права. На один случай ликвидации общежития по воле городских властей приходится едва ли не десяток выигранных гражданами судебных процессов. Так, недавно договора социального найма были заключены с жителями домов на ул. Исаковского, 6 и на ул. Красного Маяка, 3. Но сдаваться городские власти не спешат. Словно в отместку они снимают выигравших суды жителей с очереди на улучшение жилищных условий.

«В нашей семье четыре человека, мы живем в крохотной «двушке», и по социальным нормам нам положено жилье большей площади, - рассказывает Тамара Мухордых, житель вчерашнего общежития на ул. Чертановской, 24. - Из очереди нас исключили сразу после заключения договора соцнайма. В префектуре заявили, что по всем документам мы теперь жильем обеспечены, хотя мои жилищные условия не улучшились ни на метр. Надежды на новую жилплощадь рухнули, хотя я ждала квартиру 16 лет!»

Дополнительный аргумент

Около 20% столичных общежитий - дома, которые в конце 1990-х годов были незаконно переданы в частную собственность. «Еще в 1991 году Верховный суд Совета РФ принял Постановление №3020-1, гласившее, что бывшие рабочие общежития должны быть переданы в муниципальный жилой фонд. Однако городские власти, не желая брать на себя обязательства по расселению особенно ветхих или перенаселенных зданий, разрешали предприятиям, сторонним организациям и даже частным лицам их приватизировать, - констатирует юрист Евгений Бобров. - Нередко собственники решают, что держать общежития на балансе им невыгодно. И начинают выкидывать людей на улицу. Так недавно случилось с домом на ул. Малая Красносельская, 6. Здание официально является собственностью концерна «Бабаевский», и руководство предприятия попыталось выселить жильцов, чтобы использовать здание для других целей. Право занимать квартиры жителям удалось отстоять в суде. Но они по-прежнему не могут приватизировать квартиры, так как дом находится в собственности предприятия».

В ожидании судного дня

Работы по переводу в муниципальный фонд «Жилищник» ведет только с общежитиями, где люди живут в изолированных помещениях (квартирного типа). Общежитиям коридорного типа, где ванна, туалет и кухня на этаже, повезло гораздо меньше. Согласно решению столичных властей (принятому, как пояснила Ирина Бергалиева, вопреки федеральному законодательству), их должны сносить и расселять, не переводя в муниципальный фонд. Однако специальной программы по ликвидации таких зданий в городе нет. Как рассказала заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики Татьяна Макаренко, по каждому дому принимается отдельное постановление Правительства Москвы после заключения специальной комиссии. Но такого решения пока не дождалась ни одна коридорная общага. Между тем почти все эти здания обветшали до предела.

Например, близ метро «Бауманская» общежитие находится в двухэтажном особняке позапрошлого века постройки, жить в котором просто опасно. При этом приватизировать комнаты, чтобы продать развалюхи и вложить средства в новое жилье, люди не могут.

«Городские власти пользуются тем, что люди, живущие в общежитиях, напуганы, - говорит Евгений Бобров, юрист Движения общежитий Москвы. - Лишь немногие решаются обратиться в суд. Остальные безропотно платят огромные деньги, проходят в свои квартиры через турникет... И молчат, боясь вообще остаться без крыши над головой. Сейчас наше Движение подает иск в Европейский суд по поводу творящегося беспредела. Пора порвать круг молчания!»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram