Аргументы Недели → Город М № 4(194) от 04.02.2010

Мои дорогие пол-литра

Власти заставляют магазины увеличивать цену на водку

, 18:36

На днях московские депутаты предложили внести поправки в городской закон «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции». Столичные парламентарии предлагают ужесточить санкции за несоблюдение магазинами минимальной розничной цены, по которой они вправе (согласно федеральным правилам) продавать водку. Если торговая точка не придерживается норматива 89 руб. за пол-литра, согласно Кодексу об административных правонарушениях, ее наказывают штрафом в размере 100 тыс. рублей. Если же будет принята поправка, внесенная в Мосгордуму, за такое нарушение магазины станут лишать лицензии на торговлю алкоголем.

Росалкогольрегулирование вычисляя минимальную допустимую цену на водку, произвело нехитрые расчеты. Как объяснил Михаил Блинов, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции, «89 рублей - действительно минимальная цена легальной водки. Только на уплату акциза, НДС и федеральную марку уходит 54 рубля. Плюс стоимость бутылки -
17-18 рублей. Остальное - стоимость сырья и, собственно, оптово-розничные надбавки. Если водка стоит дешевле, значит, производитель уклоняется от уплаты налогов. Следовательно, высока вероятность, что его алкоголь является нелегальным».

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2008 г. в России было произведено 121 млн. декалитров водки, а продано 177 млн. декалитров. Разница - это «левак». Причем только небольшая его часть. «Если сюда добавить водку, которую продают «с машин» и «мимо кассы», получатся все 200 млн. декалитров», - утверждает Михаил Блинов. Введение минимальной цены в комплексе с другими мерами должно изменить тот факт, что сегодня паленая водка разлита практически в каждую вторую продаваемую бутылку. «С прилавков прежде всего исчезнет водка по 40-50 рублей, - говорит Светлана Макеева, заместитель начальника отдела внешних связей Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. - Она представляет наибольшую опасность для здоровья населения».

«Но без грозных санкций приказ о 89‑рублевой водке - просто декларация, - считает Игорь Протопопов, депутат Мосгордумы, редактор поправки в городской закон «О лицензировании...». - Штраф - уже давно не преграда для тех, кто продает «левак». А вот отзыв лицензии - реальная мера. Угроза потерять лицензию будет стимулировать продавцов алкогольной продукции продавать только качественный алкоголь».

Но отзыв лицензии следует не за продажу некачественной алкогольной продукции, а за продажу алкогольной продукции дешевле 89 рублей. Отсюда вопрос: что мешает продавать «левак» по 90, 100, 120 рублей? Сильно ли от этого уменьшится количество потребителей паленой водки?

Что самое удивительное, в московских магазинах уже исполняют закон, невзирая на слишком мягкие (по мнению городских депутатов) санкции. Как показали исследования Росалкогольрегулирования, водки дешевле 89 руб. на столичных прилавках нет. Так зачем же городские депутаты предлагают поправку, которая, по объективным данным, не нужна? Более того, она фактически провоцирует рост цен на алкоголь!

Некоторые эксперты считают, что установление минимальной цены и внесение московской поправки - это очередной способ притеснить малый бизнес. «Поверьте, легальная водка может стоить дешевле 89 рублей! Я сама владелец магазина. У нас минимальная закупочная цена на легальную водку составляет около 70 рублей, - рассказывает Наталья Чудакова, предприниматель, член правления общественной организации «Опора России». - До приказа Росалкогольрегулирования мы продавали ее по 80 рублей. Теперь по 90 рублей. Но есть предприниматели, которые еще не знают о минимальной цене. И что, если к ним придет проверка, у них отберут лицензию? Я также не исключаю, что лицензии станут отбирать и у тех, кто закон соблюдает. Простой подлог - и предприниматель лишен возможности продавать алкоголь». А для маленьких магазинчиков отсутствие «градусной» продукции на прилавке означает верную смерть, поскольку значительную часть дохода они получают именно от реализации крепких алкогольных напитков.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram