Аргументы Недели → Город М № 3(193) от 28.01.2010

Московская милиция: меньше, да лучше?

, 18:52

Милицию ждут массовые сокращения: к 2012 году ее состав должен быть уменьшен на 20%. Не минует «большая чистка» и столичное ГУВД.

Пятый - лишний

Основные положения грядущей масштабной реформы МВД озвучил лично президент Д. Медведев. А первый заместитель министра МВД М. Суходольский на недавней Коллегии ГУВД г. Москвы подчеркнул, что уменьшение численности должно быть «вдумчивым». Действительно, сокращение каждого пятого сотрудника - серьезный повод задуматься.

Как все примерно будет происходить, предсказывает депутат Госдумы Виктор Илюхин: «Сначала сократят вакантные должности. Потом тех, кто близок к пенсии. Потом примутся за «рабочих лошадок» - за оперативных и следственных работников, за младший офицерский состав, за участковых. Зато не сократят начальников - они всегда свое положение сохранят. Не уберут тех, кто за мзду и по протекции попал в органы, - за них проплачено, и их доят».

Назвал депутат и еще одну категорию неувольняемых: «В милиции Москвы сейчас очень много людей с Кавказа. Существуют целые азербайджанские отделы! Национальная прослойка, конечно, может быть - но она не должна становиться основной силой. Бывший глава городского ГУВД В. Пронин попробовал начать работу по сокращению этих товарищей, но не закончил».

Существующий некомплект в оперативных, в следственных подразделениях даст возможность начальникам отчитаться о сокращениях, просто закрыв вакансии, вместо того чтобы укреплять эти подразделения, которые реально борются с преступностью. Зато некомплекта не наблюдается в многочисленных второстепенных структурах: на милицейских складах, автобазах, в бухгалтериях, поликлиниках...

«На Петровке, 38 треть подразделений - второстепенные. Там можно десятками сокращать без ущерба для дела, - считает Владимир Жеребенков, председатель президиума межрегиональной Коллегии адвокатов «Закон и Человек», в прошлом следователь ГУВД. - Или вот еще кого можно сократить: стало очень много контрольно-методических подразделений. Сейчас на двух работающих следователей один контролирующий. Есть «контролеры» по видам преступлений, по отчетности, по статистике. Их задача только собирать, обобщать информацию и красиво докладывать начальству».

Практически во всех службах Внутренних дел появились гигантские бюрократические надстройки, каждая со своим начальником, генералом или, на худой конец, полковником. Вокруг них обслуга - водители, технический персонал, кадровые службы - значительный резерв для сокращений, который вряд ли будет использован.

Норматив на генералов

«Я сам в молодости был на оперативной работе и часто бывал в подмосковном городе Коломна, - вспоминает депутат Госдумы Геннадий Гудков. - Помню, что там в уголовном розыске, например, было 38 сотрудников. Сегодня трудятся уже 90 человек, но порядка больше не стало. Я считаю, что те, кто работал во времена моей молодости, лучше контролировали ситуацию. У них была хорошая агентурная сеть, они умели бороться с преступностью. К сегодняшним оперативникам, к участковым много претензий: не интеллектуальны, не профессиональны, соглашаются на мизерные зарплаты ради того, чтобы получить жилье. А получив его, тут же ищут другую работу».

Для некоторых милицейских начальников это повод, чтобы сократить количество участковых, «брать не количеством, но качеством». Нынешний норматив: один участковый на три тысячи жителей. Ходят разговоры, что в свете последних решений норматив будет пересмотрен. Пока же президент поручил министру МВД пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы в ОВД.

Но при нынешней системе эта мера вряд ли поможет, уверены многие ветераны МВД, с ностальгией вспоминающие, как разумно была выстроена доперестроечная структура московской милиции. В 27 районах города было около 190 отделений. Они равномерно располагались по территории столицы и объединяли все необходимые службы. ППС, участковые, уголовный розыск работали бок о бок.

«А потом создали округа и в них полки патрульно-постовой службы, - рассказывает Александр Алистратов, ветеран уголовного розыска. - Это разорвало систему, отделы внутренних дел стали громоздкими. Появились огромные окружные управления, а с ними множество полковничьих должностей. Например, раньше было одно Следственное управление при ГУВД Москвы. Сейчас они есть в каждом округе».

Существующую структуру органов милиции Москва выстраивала последние 15 лет, доведя ее численность, по некоторым данным, до 300 тыс. человек. «Оппозиция говорит, что у нас слишком много спецподразделений для предотвращения массовых беспорядков, - жалуется депутат МГД Инна Святенко. - Но надо не забывать, что в Москве часто проводятся крупные праздничные, спортивные мероприятия. Бывает так, что своих сил недостаточно, приходится привлекать со стороны. И участковых вряд ли надо трогать. Или, скажем, если сократить нескольких бортмехаников в милицейской авиации, то она уже станет не нужна - не взлетит. Сейчас опасен эмоциональный подход к увольнениям: по принципу нравится сотрудник или нет. Важно сохранить безо-пасность в городе.

Со своей стороны Москва как субъект Федерации выделяет большие средства на оснащение милиции: закупает автомобили для ГУВД, внедряет современные технологии по оснащению дежурной части 02. Мы понимаем, что безопасность дешево не стоит».

За последние годы сотрудники милиции привыкли к заботе городских властей, в частности, к мэрским доплатам. Однако вскоре о них, похоже, придется забыть - в указе о реформе МВД говорится, что с 2012 г. милиция будет финансироваться только из федерального бюджета.

«Оборотни» на зарплате

Когда-то приказ сотрудникам московской милиции выступить на охрану столицы звучал примерно так: «Приказываю заступить на службу по обеспечению общественного порядка в городе-герое Москве. При несении службы соблюдать законность, вежливость в обращении с гражданами...»

Сегодня негласный наказ при поступлении на работу в милицию - «занеси старшему по званию». «И это ни для кого не секрет, что есть планы внутренних поборов, что в силовых структурах сформировался и стал нормой кадровый рынок - заплати и будешь работать, - говорит руководитель московской партийной школы «Единой России» Владимир Поздеев. - Весь московский бизнес оказался под контролем милиции. Постовые милиционеры, которые начинали собирать дань с продовольственных рынков, сейчас уже выросли до полковников. Не случайно поговорка появилась: «Моя милиция меня бережет... до расстрела».

«Хорошо бы, реформа обратила внимание на то, сколько тот или иной милицейский начальник имеет в семье автомобилей по цене нескольких его годовых зарплат. И сколько таких машин записано на членов его семьи, - добавляет депутат Геннадий Гудков. - И сколько таких начальников, особенно «тыловых» служб?! Их много, и все с мигалками! Если начальник финансового отдела ездит без мигалки - это «западло», простите за непарламентское выражение. И оклады у «тыловиков» лучше, чем у оперативников.

Но Москва - это только для взяточников «теплое место». А для тех, кто по-настоящему работает, - это горячее место, потому что уровень преступности и сложность раскрытия этих преступлений выше, чем в областных городах, где все про всех все знают. Москва - конгломерат, требующий высокого оперативного искусства».

Реформа сделала бы доброе дело, если бы за счет сокращения начальников, проверяющих и обслуги всех мастей повысила зарплаты в низовых подразделениях. «Я знаю следователей, которые работают «на земле» и получают по 20-25 тыс. руб., - утверждает Владимир Жеребенков. - На такие деньги в Москве с семьей не проживешь. Вот милиционеры и подрабатывают - у кого фирма своя, кто-то на машине бомбит, когда время есть. А его, кстати, немного. Сказали «усиление» - значит, вышел. ЧП, теракт - опять работа без выходных. За все это практически недоплачивают.

Вот и смотрят сотрудники милиции на свою основную работу как на приработок. И текучка из-за этого. В московской прокуратуре подняли зарплату примерно до 60 тысяч - текучка прекратилась. Я считаю, что по справедливости зарплата оперативника должна вырасти до 90 тысяч».

Сократить численный состав, чтобы повысить оклады оставшимся, - идея, которую пыталось реализовать еще прежнее начальство московского ГУВД. Сейчас к ней возвращаются снова. Кто уйдет, а кто останется в столичной милиции и как это отразится на порядке в городе, мы скоро почувствуем на себе.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram