Реконструкция Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) по проекту архитектора Нормана Фостера - давно решенный вопрос. Однако только на днях стало известно, что проект именитого британца предполагает освоение подземного пространства под зданиями музея. И все бы ничего: только российским федеральным законодательством это запрещено, поскольку некоторые строения ГМИИ им. Пушкина являются памятниками архитектуры. Получается, Фостеру придется менять проект? Московские власти предлагают «более логичный» путь: изменить законодательство.
Конкурс на реконструкцию ГМИИ им. Пушкина «Моспроект‑5», НИиПИ Генплана Москвы и Норман Фостер выиграли в марте 2009 года. «Однако проекта как такового опубликовано не было. Никаких городских согласований он не проходил, - рассказывает главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований г. Москвы Борис Пастернак. - С ним ознакомился лишь узкий круг лиц, принимавших решение о реконструкции по плану Фостера. Все это по меньшей мере странно, учитывая, что в этот круг лиц входят преимущественно чиновники, не имеющие отношения к архитектуре».
Скрытностью властей и объясняется тот факт, что о «подземном характере» проекта стало известно только сейчас. Как пояснил руководитель «Моспроекта-5» архитектор Сергей Ткаченко, в этом районе «уходить под землю максимум на три уровня - более правильно, чем подниматься высоко», нарушая тем самым высотный режим и панораму вблизи Кремля. Согласно проекту, «закопать» собираются зону для посетителей (кафе, рестораны, магазины) и хранилища. Примерно 19 тыс. кв. м подземных площадей будут расположены под новым депозитарием и концертным залом, 6,5 тыс. кв. м - под усадьбой Вяземских-Долгоруких, где ныне находится музей.
Любое строительство под усадьбой Вяземских-Долгоруких (а также под усадьбой Голицыных, подземное пространство под которой также затрагивает проект Фостера) на сегодняшний день незаконно. Федеральный закон №73 однозначно запрещает строительство под зданиями, признанными памятниками архитектуры. По формулировке Сергея Ткаченко, чтобы «не было сюрпризов на защите проекта и прохождении экспертизы», норму о запрете «копать под памятники» нужно отменить.
Архитектор даже намекнул, что вопрос об изменении законодательства будет решаться на самом высоком уровне. Можно предположить, что он имел в виду покровительство главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной. Именно она сейчас возглавляет попечительский совет ГМИИ им. Пушкина и, очевидно, могла бы провести через правительство в Госдуму соответствующую инициативу.
Однако эксперты категорически против выведения из законодательства запрета на строительство под памятниками архитектуры. «Если это, не дай бог, произойдет, по всей России начнется массовое разрушение памятников архитектуры, - говорит представитель общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов. - Вот, например, год назад в Москве на Никольской улице начали «осваивать» подземное пространство. В итоге чуть не рухнул Заиконоспасский монастырь. Был скандал, вмешалась прокуратура, состоялся суд - но памятнику уже нанесли непоправимый ущерб! А компания ведь имела все лицензии, все разрешения... Нормы закона, которые сейчас худо-бедно сдерживают «подземных строителей», отменять ни в коем случае нельзя».
«Сейчас не время снимать запрет на подземное строительство, - утверждает замдекана факультета освоения подземного пространства Горного института Павел Тулин. - В России есть необходимые для этого технологии и специалисты. Но, во-первых, в период кризиса на соблюдение всех нормативов явно не будет хватать средств. А это может серьезно отразиться на качестве строительства. Во-вторых, на таких объектах должны работать не гастарбайтеры, а квалифицированные рабочие. Их можно найти, но опять же встает вопрос об оплате их труда. В-третьих, подземное строительство не терпит суеты. А у нас любят возводить здания ударными темпами. При подземном строительстве это может привести к обрушению конструкций: причем как нового подземного здания, так и памятника архитектуры, расположенного над ним».