На первом же после новогодних каникул заседании Правительства Москвы был рассмотрен законопроект о размещении автотранспортных средств в городе. Радикальный документ мог бы сделать нарушителями всех столичных автовладельцев, паркующих машины во дворах, - но одобрить его в таком виде власти пока не рискнули, отправив на месячную доработку. Однако они твердо намерены, несмотря на любые протесты, полностью очистить дворы от машин в наступившем году.
Большинство статей законопроекта носит запретительный характер. Он не разрешает парковаться во дворах, устанавливать новые ракушки, а также любые конструкции, ограничивающие место на придомовой территории. Уже установленные ракушки можно оставить, только если с Управой на этот участок заключен договор аренды. Проект закона вообще запрещает стоянку в собственном дворе - только на парковках или в гаражных комплексах.
Однако проблема в том, что в попадающих под запрет местах оставляют машину 70% московских автовладельцев, и только 30% счастливчиков располагают личными гаражами. Как быть остальным? Ведь законопроект предполагает создание специальной инспекции, надзирающей за его соблюдением, грозит незаконно припаркованным машинам эвакуацией...
Зато те статьи, где говорится, куда податься бедному автовладельцу, написаны в форме благих пожеланий и туманных планов на будущее. «Обеспечить стимулирование» организации стоянок и строительства гаражей - вот и все, что способны пообещать горожанам власти. И пока правительство «стимулирует», изгнанные со дворов машины придется ставить на проезжую часть. «Это станет первым днем конца света в городе», - предрекает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Именно опасения транспортного коллапса и протестов москвичей-автовладельцев помешали принять подобный закон еще в 2003-м. А потом и в 2007 году. Но тогда еще не развернулась программа «Народный гараж», не случился кризис в строительной отрасли города. Хоть немного оживить ее, заставляя москвичей покупать за 350 тыс. руб. машино-место в «народных» гаражах, - именно в этом многие видят истинную причину появления нынешнего законопроекта. Один из его инициаторов, депутат Мосгордумы Иван Новицкий надеется, что новый закон «обеспечит законодательную базу для гаражно-парковочной реформы в городе и стимулирует строительство многоярусных гаражей и парковок». Пока депутат предлагает ввести двойной режим для перехватывающих парковок, превращая их на ночь в место для хранения личного автотранспорта жителей ближних домов.
Также, по мнению Ивана Новицкого, можно использовать в ночное время парковки возле офисно-деловых центров. В планах городских властей - сформировать реестр всех мест стоянки в городе независимо от их назначения и формы собственности и сделать этот реестр доступным на специальном информационном ресурсе.
Но вряд ли автовладельцы охотно покинут родной двор ради парковок. Ведь они либо уже платные, либо станут таковыми в скором будущем. Инициаторы закона сулят сниженные ночные тарифы, выгодные долгосрочные абонементы. В то же время говорится о необходимости привлекать частных инвесторов. Чтобы они пришли, правительство собирается дать им свободу в установлении тарифов... Вот это логика!
Впрочем, практика показывает: парковку даже с самым щадящим тарифом многие автовладельцы объедут стороной, тем более что сохранность машины там никак не гарантирована, инфраструктура (мойки, смотровые ямы и т.п.) фактически отсутствует.
Правозащитники считают: такое «выталкивание» автовладельцев с их машинами на платные парковки противоречит федеральному закону о защите прав потребителей. А запрет на парковку возле дома плохо согласуется с ПДД: там уже четко и подробно расписано, где разрешена стоянка, а где нет. Трудности в согласовании московского закона с федеральными признают и сами его авторы. Но они уверены, что смогут уладить все противоречия в течение этого года.