Аргументы Недели → Город М № 9(147) от 05.03.2009

Сети тянут цены вверх

, 17:22

В марте цены на продукты в московских магазинах резко вырастут. Некоторые импортные товары подорожают на 50%! Если учесть, что две трети продуктов на полках гипермаркетов иностранного производства, это сильно ударит по кошелькам москвичей. Возможно, это приведет к банкротствам крупных сетей и как следствие – к возрождению рыночно-палаточной торговли.

Сахарный урок

Еще в конце января московские власти утверждали, что инфляцию на продукты питания удастся удержать в пределах нескольких процентов. Но в начале февраля цены на сахар подскочили сразу на 9%. Пришлось экстренно изымать из городского резерва 724 т сахара и развозить по магазинам.

После этого столичные власти стали осторожнее в своих оценках насчет того, что «кризиса продовольствия у нас нет». Мэр прямо заявил: «О какой продовольственной

безопасности может идти речь, когда 70% мяса и 61% масла Москва закупает за рубежом!» – и вспомнил о необходимости развивать агрохолдинги в Подмосковье, размещать продуктовые заказы в регионах страны.

Москва за год потребляет более 10 млн. тонн продовольствия. Минувшей осенью здесь были созданы запасы овощей и зерна на 1,5 млрд. рублей. Казалось, базы заполнены под завязку. Но вот и этого уже не хватает. Недавно Ю. Лужков был вынужден выделить еще 2 млрд. руб. на сдерживание продовольственных цен. Деньгами и заказами поддерживаются 25 московских агрохолдингов. Но их мощностей недостаточно: приходится закупать импортные сухое молоко, масло, мясо. В столичном правительстве уже поговаривают о закупке яиц в Белоруссии...

Продукты и безопасность

«В прошлом году мы купили за рубежом продуктов питания более чем на 1 триллион рублей, – утверждает депутат Госдумы Виктор Илюхин. – Сегодня на прилавках порядка 60% иностранных наименований. Зарубежные эксперты считают, что независимым государство можно считать, если оно обеспечивает себя продуктами на 80%. Мы хотели принять соответствующий закон в Думе. Но не получилось. У нас сегодня натянутые отношения со многими европейскими государствами и США. Что будет, если нам под каким-нибудь предлогом заморозят поставки продуктов?

Продовольственная безопасность приближается к нулевой отметке.

Продовольственная безопасность приближается к нулевой отметке. Да и то, что нам продают, – это товары низкого качества. В Кремль-то они не идут, туда – только экологически чистое, со специальных подмосковных ферм. А в супермаркеты... Наши  посредники за рубежом берут продукты за копейки, а сами завышают цену до небес. Это выгодно всем, кроме потребителей. Высокая коррумпированность федеральных и московских чиновников во время заключения таких сделок очевидна».

Доллар виноват?

В торговых сетях повышение цен на продукты объясняют снижением курса рубля по отношению к доллару и евро. «Владельцы сетей ощутили сегодня реальную угрозу своему благополучию, своим сверхдоходам, – уверен Владимир Поздеев, руководитель московской партийной школы «Единой России». – Даже такой гигант, как «Седьмой континент», испытывает трудности. Что ж, надо было лучше относиться к отечественным производителям, а не разорять их в свое время, подсаживаясь на иглу импорта».

Сетевые магазины изначально создавались с четкой ориентацией на иностранные товары. Причем не только дорогие типа «Седьмого континента». В «импортозависимость» попали и «Перекресток», и «Пятерочка», «завязанная» на продуктах из Индонезии.

Маленькие магазинчики, наоборот, налаживали связи с фермерами, с мелкими производителями, которые не могли пробиться в сети. Ведь супермаркеты подчас требуют по 20–30% отката за сам факт появления товара на своих полках. При этом  расплачиваются через 50 дней после реализации. Такие условия могут подойти только самым крупным производителям. Мелких же они массово разоряют, лишают рынков сбыта. Но теперь, кажется, для тех, кто выжил, открываются кое-какие возможности.

Дорогу малышам!

В последнее время главный враг «стихийной» торговли Ю. Лужков приостановил свое многолетнее наступление на ларьки и палатки. В конце 2008 г. было издано постановление Правительства Москвы, позволяющее малому бизнесу продлевать аренду торговых точек без конкурса.

Столичный Департамент потребительского рынка и услуг планирует даже расширять нестационарные торговые сети и поддерживать малые магазинчики льготными арендными ставками. «Проблемы крупных сетей серьезнее с каждым днем, – считает Роман Жигульский, лидер Всероссийского движения «За честный рынок». – Хочется, чтобы динозавры сетевой торговли тоже испытали трудности – как малый бизнес из-за их нечестной конкуренции, затем частично вымерли и освободили нишу более мелким формам торговли».

Продукты, закупленные сетевыми супермаркетами по старым ценам, уже закончились. В новые цены импортеры закладывают не только нынешний рост валютного курса, но и риск дальнейшего падения рубля, и высокие проценты, под которые теперь дают в банках кредиты. Так что цены на заграничные продукты будут, скорее всего, даже обгонять дорожающую валюту. Не подешевеют и российские товары, особенно если в них есть какая-то импортная составляющая – хотя бы упаковка.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram