Аргументы Недели → Город М № 8(146) от 26.02.2009

Танки почти не пострадали

, 10:32

23 февраля, в День защитника Отечества, «Авторадио» и Министерство обороны РФ провели акцию «По машинам!» и пригласили всех желающих посетить Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Такого Минское и Можайское шоссе не знали. Грандиозная пробка напрочь парализовала движение в районе подмосковной Кубинки. Кто помнит столпотворение на МАКС-2007 в Жуковском, пусть знает - это, оказывается, были всего лишь цветочки! Организаторы акции «По машинам!» - «Авторадио» и Министерство обороны РФ - явно не ожидали столь массового отклика в душах слушателей народной радиостанции. И не предполагали, что истосковавшиеся по военно-патриотическим мероприятиям граждане страны дружно оседлают своих железных коней и отправятся за 60 км от столицы в поисках новых впечатлений. На призыв откликнулись не только жители Москвы и области - на обочинах стояли машины из доброго десятка российских регионов. Тула и Кострома, Ярославль и Калуга, Тверь и Смоленск. Множество автотранспорта с белорусскими номерами - оказывается, многие специально подгадали поездку в Россию так, чтобы попасть в уникальный музей.

Александр Варин, президент «Авторадио», тоже был поражен активностью слушателей радиостанции:

- Мы рассчитывали, что интерес у аудитории будет, но что он будет таким, мы точно не рассчитывали. Огромное количество людей, и пробка от Кубинки до Москвы. В общем, подступы к Кубинке были надежно закрыты. Но тем не менее люди хоть и ехали сюда по три, четыре, пять часов, я надеюсь, что все доехали. Здесь сомкнулись вместе популярная станция и знаковое место, которое выделяет нашу страну среди всего мира.

Сразу скажу, многие автомобилисты в музей не попали. Двое моих друзей не выдержали в многочасовой стоячей пробке и повернули назад. Правда, взяли с меня слово организовать посещение музея в какой-нибудь другой день. Интерес к стальной экспозиции от того, что происходило на подступах к Кубинке, только подогрелся. И в этом несомненный плюс акции.

Музей в Кубинке – самое крупное в мире собрание бронетехники.

Строгие правила поведения для посетителей музея были нарушены - к бронетехнике обычно даже прикоснуться нельзя, фотографию на память сделать можно было только «со скрипом». А тут толпа облепила бронепоезд и танки так, что броню под разномастно одетой ребятней и индивидуумами постарше не было видно. Если бы акция состоялась в Музее авиационной техники в Монино, то куда более хрупким самолетам я бы не позавидовал. Но броня ветеранов сражений практически всех войн ХХ века, к счастью, выдерживала и не такое. Кстати, ряд экспонатов отметился и в конфликтах сегодняшних дней - Т-72, Т-80 с газотурбинной силовой установкой, простой и надежный Т-55 месили и месят гусеницами песок, грязь и камень в Афганистане, Ираке, Закавказье.

Музей в Кубинке - самое крупное в мире собрание бронетехники - своего рода бронетанковый Лувр или, если хотите, Эрмитаж. Свыше 300 образцов, 60 существуют в единственном экземпляре. 40 машин на ходу, хоть сейчас заводи - и в бой! Остальные тоже в принципе можно привести в рабочее состояние, но силы и возможности работников музея не безграничны. От японских, шведских, чешских, французских боевых машин рябит в глазах. Сразу видна разница в конструкторских школах. Так, американская и английская техника демонстрирует заботу о комфорте экипажа.

После отечественных танков, самоходных артиллерийских установок и бронетранспортеров самая крупная и посещаемая часть экспозиции немецкая. В ангар с «германцами» выстроилась двухсотметровая очередь - всем хотелось посмотреть, с каким «зверинцем» пришлось воевать нашим отцам и дедам. «Тигры» и «Пантеры», самый крупный танк в мире - «Маус». 180тонное творение Фердинанда Порше, к счастью, до фронта не добралось. К слову - немцы практичны и высокотехнологичны, а русские «тридцатьчетверки», КВ и ИС полностью соответствуют лозунгу «Все для фронта, все для Победы!». Отсюда, наверное, в боевом отделении отечественных танков страшная теснота (эта «традиция», увы, перешла и на современные образцы). До 1943 г. командир руководил механикомводителем «тридцатьчетверки» с помощью ног - связь между членами экипажа отсутствовала. Толкнул в затылок - «Вперед!», соответственно правое и левое плечо, коротко хлопнул сверху по шлему - короткая остановка для выстрела. Разница в стоимости производства советских и немецких боевых машин времен Великой Отечественной достигала сотен раз. Но в любом случае Т-34 образца 1941 г. и Т3485 1944-го отличаются принципиально - инженеры-танкостроители постоянно совершенствовали конструкцию.

Настоящая солдатская каша в полевых кухнях шла на «ура». Особенно когда на раздаче стоят звезды радиоэфира. Я, когда служил в армии, такой вкусной не пробовал. Да еще из таких рук... Поп-дива Татьяна Овсиенко стояла с черпаком на раздаче:

- Хотелось бы успевать раздавать кашу с двух рук, чтобы никто не замерз, но, по-моему, все очень тепло, очень много людей, и я счастлива, что я сюда все-таки смогла добраться и привезла сына. У него сегодня впервые такой праздник.

Вчера когда мы готовились ехать, он заранее спать лег, вскочил в восемь утра, что в выходные вообще никогда за ним не водилось, и все ждал, когда же мы доедем. И сегодня я смотрю, мальчишки тут от мала до велика - все на танках. Это здорово!

У меня отец танкист, я ему говорю сегодня: «Пап, мы едем в Кубинку», а он в ответ: «А шлем ты взяла?» У нас есть еще тот его шлем, армейский.

На территории музея состоялось возложение венков к мемориалу погибшим танкистам. В церемонии приняли участие президент Вещательной корпорации «ПрофМедиа» (в этот радиохолдинг входит «Авторадио») Александр Варин, вицепрезиденты Юрий Костин и Олег Осташевский.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram