В последние несколько лет Москва переживает небывалый бэби-бум. Если в 1996 г. на всю столицу было около 64 тыс. новорожденных, то в 2007‑м – более 100 тысяч. 2008-й показал еще более впечатляющие результаты. Некоторое время такая высокая рождаемость будет сохраняться – на свет появятся дети, зачатые в благополучные времена. Но что потом? Рухнет Москва в демографическую яму, сравнимую с провалом 60-х, или удержит рождаемость на приемлемом для воспроизводства уровне?
Нет, не удержит, - считает Алексей Шевяков, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук. - Москва кажется благополучным регионом, только когда статистика усредняет доходы ее жителей. Но если не считать 20% самых богатых, выяснится, что даже среди работающих москвичей примерно треть - бедные люди. Практически все многодетные семьи бедны по определению. Чтобы накопить на жилье, людям с невысокими доходами понадобилось бы 80 лет! Даже усредненная цифра в Москве высока - 10 лет. И это если тратить деньги больше не на что. Если перевести пресловутый материнский капитал в столичные квадратные метры, хватит разве что на кладовку. Пособие на ребенка покрывает только 13% расходов на новорожденного».
Но, с точки зрения Алексея Шевякова, не сама по себе нехватка денег отрицательно влияет на рождаемость, а факт социального неравенства. Оно в Москве выражено особенно сильно. Беби-бум последних лет - это лишь всплеск рождаемости. Чтобы по-настоящему закрепить положительную демографическую тенденцию, надо поднимать доходы тех 80% населения, которые не относятся к самым богатым. «Из-за кризиса ситуация не ухудшится в разы, - добавляет Алексей Шевяков. - Будет спад к 2010 году, но не резкий. А дальше, если ничего не менять, положение с рождаемостью в Москве может серьезно ухудшиться».
В кризис на 60% выросли продажи презервативов, а покупки тестов на беременность – вдвое.
Рожали же женщины в войну и после нее, возражают оптимисты. Тогда было гораздо тяжелее, чем сейчас, но человеческую потребность в детях заглушить невозможно. Некоторые ссылаются на свежий западный опыт: там на фоне кризиса на 60% выросли продажи презервативов - надо же чем-то себя занять, если нет денег на другие развлечения. Интересно, что, несмотря на презервативы, продажи тестов на беременность увеличились в последнее время вдвое!
В Центре профилактической медицины подтверждают, что количество денег напрямую не влияет на рождаемость - в противном случае в крупных западных городах, где люди в основном живут в достатке, не было бы демографических проблем среди белого населения. Медики уверяют, что отрицательных показателей рождаемости следует ожидать в 2010 г., когда психосоциальный стресс всецело овладеет людьми, как это уже было в 1993 и 1998 годах.
«Снижение рождаемости неминуемо, если кризис продлится 2-2,5 года. А потом нас ждет долгая рецессия. Таков мировой опыт, - считает бывший депутат Мосгордумы Ирина Рукина. - Да, женщины в кризис стараются рожать меньше. Но не «экономическое чудовище» пугает их больше всего. Сегодня на 7 браков - 5 разводов. Это 71%! Каждый третий ребенок рождается вне брака. Алиментами обеспечиваются не более 25% разведенных. А 10% женщин даже и не пытаются их взыскать, так как понимают, что это бесполезно. Муж может много зарабатывать, но вчерную».
По данным Экспертного совета Госдумы, первый ребенок забирает из семейного бюджета треть доходов. Третий сокращает бюджет в 4 раза. Не каждый мужчина готов взять на себя такую ношу, особенно в тяжелые кризисные времена. Тем более неподъемна она для одинокой женщины.
В последние годы врачи говорили о снижении числа абортов в Москве, о росте количества повторных беременностей, особенно среди женщин 35-45 лет. Это яснее любых других показателей говорило об уверенности в завтрашнем дне, о возврате к семейным ценностям. Уверенности в завтрашнем дне уже нет, но семейные ценности остались?