На днях в Московской городской Думе начнется рассмотрение законопроекта, который может перевернуть всю дорожную реальность столицы. Речь пойдет о новом порядке движения автотранспорта в пределах Садового кольца. Главное, что принесет городу новый закон, – ограничение въезда в его центральную часть. По какому же критерию будут определять «избранных»?
«Грязнулям» въезд воспрещен
Одна из центральных идей законопроекта - запрет на въезд «экологически грязного» транспорта. Если сегодня в центр не пускают только чадящие грузовики, то в скором времени «изгоями» могут стать и легковушки, чей экологический стандарт ниже Евро-2. Запретными для «неправильных» машин станут так называемые зоны сверхнормативной экологической нагрузки - территории, где нечем дышать из-за огромного количества автомобилей. Пока список таких зон уточняется, но уже очевидно, что они займут почти 80% территорий внутри Садового и всю территорию внутри Бульварного кольца.
«Данная мера сработает только в сочетании с другими, - комментируют проблему в НИИ прикладной экологии. - Во-первых, экологическое ограничение не коснется чадящей техники городских служб. Во-вторых, в столице нет четкого механизма контроля за соответствием экологическим требованиям въезжающих в центр машин. Наконец, большинства столичных автолюбителей вводимый запрет может вообще не коснуться. Москва - довольно состоятельный город, и классу Евро-2 сегодня соответствует 90% автопарка».
Едешь? Плати!
Среди предложений, которые будут рассматриваться Мосгордумой, разрешение въезжать в центр города только в определенные часы. Есть также предложение «сортировать» машины по номерам (сегодня пускать только с четными номерами, завтра - с нечетными). Кроме того, депутаты обсудят и пресловутый платный въезд в центр города. «Существует реальная возможность того, что въезд станет платным, - утверждает депутат Мосгордумы единорос Андрей Ковалев. - О платном въезде в Мосгордуме говорят уже два года. Рассматриваемый нами законопроект - хороший повод довести дело до логического конца».
Идею платного въезда эксперты оценивают по-разному.
Чтобы реализовать задуманное, на въездах в центр установят специальные терминалы для оплаты, а также «умные» видеокамеры, которые фиксируют номера автомобилей и автоматически вычисляют тех, кто проехал в центр «зайцем» (аналогичные камеры успешно работают на улицах Стокгольма).
Идею платного въезда эксперты оценивают по-разному. По словам руководителя токсической программы «Гринпис России» Алексея Киселева, после введения платного въезда количество автомобилей в центре уменьшится на 5-10%, что благоприятно скажется на экологической обстановке.
«Технически вопрос решить очень легко, - считает Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. - Камеры можно купить хоть завтра, они не так дорого стоят. Все сведет на нет наша административная неразбериха. Предположим, камера зафиксирует неоплаченное пребывание в центре. И что? Куда высылать штрафную квитанцию, если водитель ездит по доверенности? К тому же квитанцию могут потерять на почте. А уж о том, какое количество должностных лиц будет немедленно включено в число бесплатников, я даже говорить не берусь».
На сегодняшний день идея платного въезда вызывает огромное количество вопросов. Что будет с прилегающими к центру улицами, когда на них скопится транспорт, который не пустили в центр? Какую альтернативу предложат власти тем, кто откажется от своих авто? Наконец, сколько это будет стоить? «Я убежден, что введение платного въезда оправдает себя только в одном случае: если вырученные средства пустят на развитие общественного транспорта, - говорит Алексей Киселев. - Если их, как обычно, разворуют, ситуация на дорогах только ухудшится». К этому можно добавить только то, что законодательного механизма, позволяющего расходовать собранные у автолюбителей средства целевым образом, в Москве не существует.