Туристы, приезжающие в Вену, считают своим долгом посетить не только Собор cвятого Стефана и дом-музей Моцарта, но и на первый взгляд ничем не примечательный 11-й район «Зиммеринг». Здесь, на юго-восточной окраине города, расположены гигантские хранилища для газа – газгольдеры. Производственный комплекс, сохранив внешний облик, изменил свое назначение. Сегодня так называемый Газометр – это своеобразный «альянс» жилья, развлекательных центров и магазинов. Такова судьба промышленной зоны в Европе.
Интересные с исторической точки зрения промышленные зоны есть и в Москве. Но они спрятаны за высокими заборами, некогда огораживавшими заводы и фабрики. Там, за этими заборами, гибнут исключительные памятники промышленной архитектуры. Только за прошлый год было уничтожено два из них.
Тихо и мирно, без лишних скандалов, разрушили дом Всеволожского (территория фабрики «Красная Роза»). Там во время войны 1812 г. печатались бюллетени и воззвания Наполеона. Сейчас этот дом воссоздается - но уже из современных материалов. То есть на выходе получится классический новодел. В 2008 г. также были утрачены интерьеры конструктивистского Дворца культуры завода «Серп и Молот».
Сейчас под угрозой завод «АРМА», или бывший Московский газовый завод. В плане архитектуры он не менее интересен, чем венский. Строительство четырех газгольдеров 20 м высотой и 40 м в диаметре начали в 1865 г. на огородах Кобыльской слободы (позади Курского вокзала, в Нижнем Сусальном переулке). Над проектом работали лучшие российские и зарубежные инженеры и архитекторы. Газгольдеры созданы по чертежам Рудольфа Бернгардта, над конторскими корпусами трудился Федор Дмитриев. Есть сведения об участии в проектировании знаменитого инженера Владимира Шухова.
Сначала «Английское общество освещения города Москвы текучим газом», выигравшее концессию на строительство завода, несло убытки, потому что москвичи не спешили проводить в дома дорогой газ. Да и торговцы керосином активно распространяли слухи о вреде газа для здоровья. Но к 1905 г., когда по истечении контракта завод перешел к городским властям, в Москве было уже 9 тыс. газовых фонарей. В 1912 г. начались работы по строительству шести новых корпусов и еще одного небольшого газгольдера для увеличения мощности завода.
Завод сохранял свою функцию до середины 1940х годов, после был перепрофилирован сначала на производство ракетных сопл, затем на выпуск оборудования для водоснабжения. За это время корпуса завода «АРМА» обросли многочисленными пристройками, в некоторых газгольдерах были прорублены окна и сделаны перекрытия. В конце 1990х годов он практически прекратил существование, площади сдали в аренду многочисленным коммерческим фирмам.
Газгольдеры в Вене первоначально планировалось снести, однако им решено было дать новую жизнь. В 1995м был объявлен конкурс идей по перестройке газометров. Выиграли его архитекторы Жан Нувель, Вильгельм Хольцбауэр, Манфред Ведорн и группа «Кооп Химмельблау». В октябре 2001 г. состоялось официальное открытие преображенного комплекса.
Московский завод тоже стали обживать мастерские, галереи и дизайнстудии. Они постепенно вытесняли торговые предприятия и склады. Появилось даже творческое объединение «Газгольдер», создавшее проект реконструкции территории завода. Газгольдеровцы предлагают сохранить все исторические здания, освободив их от наслоений советской эпохи.
Архитекторы творческого объединения убеждены: если проект будет реализован, в городе появится уникальное культурное пространство. Возникнет квартал, подобный Сохо или Челси. Внутри венских газометров, где расположены 800 квартир и студенческие общежития, на сегодняшний день сформировалось уникальное сообщество, которое социологи и психологи исследуют как особый феномен.
Аргумент эксперта
Борис Пастернак, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований г. Москвы:
- К сожалению, по пальцам можно перечесть примеры цивилизованной реставрации исторических промышленных предприятий в Москве. Чаще всего инвесторы идут по пути наименьшего сопротивления. Они либо сносят здание, либо приспосабливают его под свои нужды, чтобы потом все равно снести. Наших инвесторов не устраивают долговременные вложения. И уж, конечно, их не устраивает рентабельность на уровне европейской. Снос выгоднее экономически.
Но проект «Газгольдера» альтернативный. Основной же разработан «Моспроектом4». Официальная московская проектная мастерская предлагает сохранить только четыре газгольдера - и те преобразовать в офисные здания с цветной подсветкой. В одном ряду с ними выстроят «псевдогазгольдер» - новый административногостиничный комплекс. Чуть поодаль вырастет многофункциональный комплекс с подземными парковками.
Известный независимый эксперт по промышленной архитектуре Т. КудрявцеваСулоима, проводившая исследование территории завода, рекомендовала при реконструктивных работах «предусмотреть максимальное использование исторических объемов и деталей». Комплекс зданий Газового завода был заявлен к постановке на охрану как образец промышленной архитектуры. Заявка была рассмотрена Москомнаследием, и вопреки здравому смыслу ведомство решило не объявлять завод памятником. Только части строений присвоили статус ценных градоформирующих объектов, который на застройщика не налагает почти никаких обязательств.
Так что газгольдеры будут реконструировать - это факт. Наc ждет всего лишь новый офисный центр. Мечты о венском сценарии так и останутся мечтами.