Что именно здесь строят? Вот, например, мост между прудами. Почему-то он не каменный, а скучно-бетонный, будто сделан не для старинной усадьбы, а для городской промзоны. Подойдя к Фигурному мосту, я обнаружила справа от него новую коленчатую лестницу. Диссонанс между изяществом старинной постройки и угловатой примитивностью современной лестницы просто неописуем. И кому пришло в голову решение поставить здесь эту груду металла и тротуарной плитки?
Пройдя под мостом, попадаю на площадь перед Большим дворцом. Дворец огорожен, частично закрыт лесами. Слышно, что внутри вовсю кипит работа. Уже готова крыша, по ее краю я замечаю парапет. Говорят, здесь будет кафе на 150 человек... Хлебный дом перекрыт стеклянным куполом, который смотрится здесь крайне чужеродно. Возмущение во мне так и кипит: кто дал право современным строителям додумывать за архитекторов, которым благоволила сама Екатерина? Может, не зря тогда дворец решено было оставить недостроенным? Таковым он должен был быть и сегодня!
Каждый, кто побывает в Царицыно сегодня, поймет: перестройка усадьбы – это грубое вмешательство и в историческую правду, и в здравый смысл. Хотя превращать старинный царский парк и живописные развалины в «причесанные» ландшафты благоустроенного по новой моде парка культуры – вполне в духе сложившейся в последние 10 лет архитектурной политики московских властей.
Аргумент горожанина
По данным Андрея Маргулева, председателя общественной организации «Царицыно для всех», в парке на сегодняшний день сильнее всего страдает природа. Идет активная вырубка деревьев. Допустимо ли это? Царицыно носит статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) - вырубки без множества согласований на ООПТ запрещены. Напротив Оперного дома установлен информационный щит, на котором значится: «вырублено деревьев», «сохранено», «посажено». И в каждом разделе ни одной цифры, только немые прочерки. Какой урон понес парк - неизвестно. Очевидно, вырубку деревьев планируется продолжить.
Не менее спорно и архитектурное решение переустройства Царицыно. Вольная перепланировка зданий и строений музея-заповедника вызывает вопросы у историков и архитекторов. Есть вопросы и у прокуратуры, которая вынесла предписание остановить работы. Тем не менее стройка по-прежнему идет полным ходом.