Аргументы Недели → Шпионаж № 4(495) от 4.02.16

Интриги «теневого ЦРУ»

Как американское агентство Stratfor наводит тень на плетень

, 09:07 ,

Недавно аналитический центр Stratfor, который часто называют «частным или теневым ЦРУ», опубликовал традиционный ежегодный доклад по итогам ушедшего 2015 года. В нём также был дан прогноз на 2016 год.

Прокомментировать сообщения и выводы американских аналитиков обозреватель «АН» попросил старого разведчика, полковника в отставке Николая Тимофеевича НОВИКОВА.

Сенсации из пальца

В начале этого года американское агентство Stratforопубликовало сенсационную информацию относительно внезапной смерти руководителя военной разведки России генерала Игоря Сергуна.

Вопреки официальным сообщениям о том, что начальник Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ умер 4 января в подмосковном санатории от сердечного приступа, источник «теневого ЦРУ» утверждает, что Сергун погиб в Новый год в столице Ливана Бейруте.

– Что делал наш главный военный разведчик в этом опасном месте? – спросил обозреватель «АН» полковника Новикова.

– Бейрут – это осиное гнездо мирового шпионажа, – ответил Николай Тимофеевич. – Здесь нередко тайно встречаются главы ведущих мировых спецслужб для обсуждения самых сложных вопросов Ближнего Востока. Сейчас это Сирия. Но приехать в Дамаск может не каждый разведчик. Ливан – нейтральная площадка для секретных переговоров.

– Бейрут печально знаменит своими терактами, – возразил обозреватель «АН». – Там сложно обеспечить безопасность.

Новиков лишь пожал плечами:

– А где сейчас в тех краях тишь да гладь? Рискуют и разведчики.

Вспомним странную историю с исчезновением главы внешней разведки Саудовской Аравии принца Бандара. Не забыли мы и таинственную гибель во время командировки в Сирию замначальника ГРУ Юрия Иванова, тело которого было выброшено на турецкий берег 16 августа 2010 года.

– Тогда наши тоже утверждали, что он не был похищен и после пыток утоплен, а был унесён течением у сирийского порта Тартус, – стал вспоминать то громкое дело журналист. – Вот и смерть Сергуна западные аналитики связывают не с переутомлением, когда не выдержало сердце, а с ближневосточными интригами. Мол, всего за несколько недель до своей смерти начальник российской военной разведки Игорь Сергун был направлен в Дамаск с деликатной миссией. Этот генерал, делавший свои первые шаги в разведке в качестве советского оперативного сотрудника в Сирии, передал президенту Башару аль-Асаду послание от Владимира Путина: Кремль якобы предложил уйти сирийскому правителю в отставку.

Новиков усмехнулся:

– Американцы – мастера наводить тень на плетень. Это из пальца высосанные сенсации. ГРУ занимается деликатными вопросами иного свойства, в которых переговоры не ведутся, а исполняется боевой приказ. Переговорами и уговорами занимаются другие ведомства.

Подножка от янки

Николай Тимофеевич нашёл в своём компьютере недавний доклад американского аналитического агентства Stratfor.

– Вот ещё один пример, как янки пытаются подставить нам подножку, – сказал Новиков. – Но теперь уже не на Ближнем Востоке, а в Индии. Послушайте, что пишут американские аналитики.

«Индия – крупнейший в мире импортёр вооружений, её доля в общем объёме мирового импорта за последние пять лет составила 15%. Однако основной источник поступлений этих вооружений может в ближайшее время поменяться. В доступе на индийский рынок Россия уже давно пользуется привилегиями, последние пять лет она обеспечивала 70% от всего объёма закупаемых Индией вооружений. Однако даже при том, что Индия выделяет значительные средства на переоснащение и модернизацию своих вооружённых сил, несколько контрактов, заключённых между Москвой и Нью-Дели, оказались под угрозой срыва».

По мнению сотрудников «теневого ЦРУ», первым пострадает самый важный совместный индийско-российский проект – работа по созданию истребителя пятого поколения.Он направлен на совместное проектирование многоцелевого малозаметного истребителя на базе российского Т-50 (ПАК ФА). Западные аналитики утверждают, что в работе над этим проектом уже происходят перебои и длительные задержки. К тому же финальный контракт об окончательной конструкции истребителя ещё не подписан, хотя с момента запуска проекта прошло уже восемь лет. Индийских законодателей весьма беспокоит вопрос стоимости самолёта и характеристик двигателя, кроме того, они ещё раньше выражали недовольство в связи с отсутствием прозрачности и участия со стороны России. Сумма, которую должна будет вложить в реализацию проекта (на протяжении всех его этапов) одна лишь Индия, может составить 30 миллиардов долларов, поэтому, если Дели придётся отказаться от программы, это станет серьёзным ударом по российской авиационно-космической промышленности. В сущности, если Индия будет вынуждена выйти из проекта, российским ВКС, скорее всего, ничего не останется, кроме как сократить количество самолётов следующего поколения, которыми она собирается пополнить свой парк истребителей, делают прогноз американцы.

– Собака лает – ветер носит, – прокомментировал эту выдержку из доклада американского стратегического агентства полковник Новиков. – Не будем судить строго этих прогнозистов. Сейчас всяк свой кусок хлеба как может зарабатывает. Вот доводы других экспертов.

С сегодняшним курсом рубля присутствие России на рынке вооружения в Индии и других странах будет не уменьшаться, а увеличиваться в разы. Кто же откажется от современного вооружения по столь низким ценам? А с учётом того, что на днях украинская корпорация «Антонов» приказала долго жить, то ориентирование на дешёвую продукцию российского ВПК более чем очевидно.

У российского самолёта Т-50 значительный экспортный потенциал. Это связано не только с его уникальными характеристиками, но и смело можно сказать – с дешевизной в сравнении с двумя «американцами» пятого поколения. F-22 стоит 411 млн долларов, F-35 – 112 млн, Т-50 – 54 миллиона. Правда, 54 млн – это для российского потребителя. Экспортная же цена на настоящий момент установлена на уровне 100 млн долларов.

О России с нелюбовью

Почему американские аналитики даже в традиционном докладе об итогах года и в прогнозах на следующий никак не придерживаются объективности? Ответ прост.

О связях Stratfor с ЦРУ и особенно Моссадом не раз сообщали самые авторитетные мировые СМИ, такие как CNN, Bloomberg, AssociatedPress, Reuters, TheNewYorkTimesи BBC. Многие отмечают, что её сотрудники – это дети холодной войны. Поэтому они резко отрицательно относятся не только к мировому коммунизму, но и к России. Нашу страну ветераны американских спецслужб по-прежнему рассматривают как главного противника. Это видно из украденных хакерами донесений частной американской разведслужбы.

Джордж Фридман пишет: «Все почему-то забывают, что русская экономика всегда была слабой. На протяжении всей холодной войны она была слабой. Перед Второй мировой войной она была слабой. Однако эта слабость никак не отражается на русской военной мощи. Мы должны помнить, что русские всегда умели перераспределять денежные потоки в военный сектор. Потому что у них есть секретная полиция».

Обозреватель «АН» попросил бывшего аналитика российской разведки поподробнее рассказать о «теневом ЦРУ». Действительно ли там собрались сумасшедшие дедушки-пенсионеры или всё же это солидная организация опытных профессионалов?

– Сбрендивших отставников в «теневом ЦРУ» не держат, – начал свой рассказ полковник. – Да, там нет молодых красавцев типа агента 007, покоряющих женщин мускулистым торсом. Сотрудники, конечно, в возрасте, но зато с большим опытом и заслугами. Например, второй человек в руководстве – вице-президент Фред Бартон, бывший особый агент Службы дипломатической безопасности Госдепа. Он участвовал в расследовании убийства премьер-министра Израиля Ицхака Рабина и арестовывал Рамзи Юсефа, вдохновителя первого теракта во Всемирном торговом центре в 1993 году.

– В чём смысл создания частной разведывательной организации?

Полковник начал загибать пальцы:

– Во-первых, она избавлена от бюрократизма, который тормозит и затрудняет работу государственных спецслужб. Во-вторых, в частной разведке распределение средств происходит более оперативно и без лишней огласки, чреватой провалами. В-третьих, есть прямой выход на заказчика информации, она не усыхает на столах различных начальников.

– Говорят,удельный вес по-настоящему уникальной информации в Stratfor вряд ли составит даже 10%. Всё остальное её аналитики берут из газет, интервью, опубликованных докладов, выступлений на конференциях и так далее. Почему же подписчики Stratfor платят 40 тысяч долларов в год, чтобы иметь доступ к её ленте новостей?

В ответ на этот вопрос обозревателя «АН» полковник пожал плечами:

– Значит, она стоит того. Stratfor не только перерабатывает тонны информации из открытых источников, но имеет и собственных информаторов. А главное – Stratfor и аналогичные агентства отвечают не только на вопросы «кто, что, когда, где и как?», но также рассказывают, что будет дальше и почему будет именно так.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram