Аргументы Недели → Шпионаж № 16(457) от 7.05.2015

Клевета на героя

Почему на Украине сносят памятники разведчику Кузнецову

, 19:51 ,

По-разному встречают 9 Мая – День Великой Победы. Этой весной необандеровцы снесли памятник легендарному советскому разведчику Николаю Кузнецову, установленный в селе Повча Ровенской области Украины. За что же националисты так ненавидят нашего «разведчика номер один», который во время Великой Отечественной войны лично ликвидировал 11 генералов и высокопоставленных чиновников нацистской Германии?

Об этом обозреватель «АН» расспрашивал ветерана советской и российской разведки, подполковника в отставке Павла Валентиновича САВЧУКА.

Миф о «большевистском террористе»

Павел Валентинович родом из Ровно. До сих пор он не порывает связей с малой родиной. Здесь живут его дальние родственники, друзья детства. С болью в сердце подполковник Савчук следит за событиями на Украине.

– Почитайте, до чего докатились мои земляки! – ветеран протянул журналисту украинскую газету.

В глаза бросился заголовок: «Бюст советскому разведчику времён Второй мировой войны, который действовал на Волыни и в Галичине, Николаю Кузнецову сброшен в Ровенской области». Далее в заметке говорилось, что в центре села Повча, где стоял памятник советскому разведчику, сейчас развевается жёлто-голубой флаг Украины. В селе к известию о свержении памятника отнеслись спокойно. Большинство людей говорят, что не место ему там. Однако на сессии районного совета депутат Михаил Бурдель выступил в поддержку памятника Кузнецову в Повче и призвал правоохранителей установить лиц, причастных к его свержению. Эту новость первой сообщило местное издание «ЧаРивне».

– Не всем моим землякам националистическая пропаганда промыла мозги, – комментирует заявление Михаила Бурделя Павел Валентинович. – Но, увы, многие в Повче, как и на Волыни, Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова считают «большевистским агентом-террористом». Ещё в 1992 году памятники Кузнецову были демонтированы во Львове и Ровно.

– В качестве оправдания этого вандализма нынешние украинские власти утверждают, что после каждого его теракта фашисты расстреливали тысячи заложников, – сказал обозреватель «АН».

– Это военное преступление немцев, – ответил Савчук. – Не было бы Кузнецова, нашлись бы другие партизаны. Например, отряд легендарного партизанского командира Сидора Ковпака перебил множество гитлеровцев. В ответ фашисты тоже расстреливали мирных жителей. Так что? Теперь надо рушить бюсты Ковпака или изымать из оборота украинские монеты с его профилем? Вы лучше почитайте вот это.

Ветеран протянул книгу с воспоминаниями водителя Кузнецова и его ближайшего соратника Николая Струтинского: «Снова приходится бороться за доброе имя Кузнецова. Он жизнь отдал за свободу и само существование украинского народа, а его теперь пытаются объявить врагом Украины. Но вот лишь несколько фактов, которым я сам был свидетелем. Когда мы ликвидировали сенац-президента Украины генерала Альфреда Функе, его должны были хоронить в селе Тютьковичи, на окраине Ровно. Там была небольшая речка с деревянным мостом. Учитывая высокий сан Функе, за гробом должен был идти весь генералитет. И катафалк должен был проехать по мосту. Мы решили взорвать мост со всеми генералами. Всё подготовили: мины, бикфордовы шнуры.

Но в последний момент Кузнецов отменил операцию. Я его спросил: «Почему?» А он говорит: «Видишь ли, за это немцы уничтожат всё село». Я возражал против отмены операции, и не я один. Но Кузнецов настоял на своём. И в селе Тютьковичи ни один житель не погиб. Другой факт. После захвата графа Гаана и раскрытия тайны «Вервольфа» – гитлеровской ставки – мы возвращались к своему отряду. На реке Случи вешние воды затопили мост, едва мы перебрались. И тут нас встречают бульбаши – отряд атамана Бульбы. Они сначала выдали себя за партизанский батальон Сабурова, но мы их вовремя раскусили. Завязался бой. Отступать нам некуда, на переправе всех бы положили. Только вперёд! Захватили в плен 13 человек. По военному времени им – расстрел. Но Кузнецов посмотрел, как они одеты: лапти, одежда бедная. Он их выстроил в шеренгу, а мне говорит: «Коля, расстреливать их не будем. Это простые обманутые люди, крестьяне». Я до последнего момента не верил, что он их отпустит. А он выступил перед бульбашами, сказал: «Мы воюем с немцами, а не с украинцами. И отпускаем вас с условием, что оружия в руки больше не возьмёте». Они поклялись и были отпущены. Такое на войне – редкость. Так террорист он или нет?»

Справка «АН»

КУЗНЕЦОВ (партизанский псевдоним – Грачёв) Николай Иванович родился 14(27).7.1911, в деревне Зырянка ныне Талицкого района Свердловской области. Советский разведчик. Во время Великой Отечественной войны по личной просьбе в августе 1942 года направлен в тыл врага в партизанский отряд Д.Н. Медведева, действовавший на Украине. В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками проявил необычайную отвагу и изобретательность. Владея в совершенстве немецким языком и действуя в контакте с подпольщиками и партизанами, под видом немецкого обер-лейтенанта Пауля Зиберта добывал ценную развединформацию. Уничтожил видных гитлеровцев – главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Галля и его секретаря Винтера, вице-губернатора Галиции Бауэра; во главе группы партизан похитил командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена.

В роли «особо засекреченного агента»

До сих пор остаётся немало загадок в жизни Николая Кузнецова. Началось всё ещё с рождения. Родители – простые крестьяне деревни Зырянка тогдашней Пермской губернии – дали ему имя Никанор. И лишь двадцать лет спустя он стал Николаем.

Уже в разведке ему сменили фамилию. Так уралец, чистокровный русский стал этническим немцем Рудольфом Шмидтом. В партизанском отряде наш разведчик носил фамилию Грачёв, а среди немцев в оккупированном Ровно его знали как обер-лейтенанта Пауля Зиберта.

– В последнее время на Украине появилась легенда, что в роли «особо засекреченного агента» Николая Кузнецова действовали аж три человека, – продолжил свой рассказ подполковник Савчук. – Один – судимый, выгнанный из комсомола и техникума Никодим Кузнецов. Другой – уроженец Кёнигсберга, помещичий сын Пауль Зиберт, которого уже в плену завербовала советская разведка. Третий – боевик УПА, бандеровский сотник Ольховский. Мол, именно он убил 11 немецких генералов и высших чиновников, используя отшлифованную в ОУН тактику индивидуального террора. А два других лишь ему помогали.

– По этой легенде получается, что Николай Кузнецов был, как Бог, един в трёх лицах, – засомневался обозреватель «АН».

Савчук рассмеялся:

Жалкие попытки примазаться к славе советского разведчика. Конечно, любой секретный агент – далеко не Бог и даже не ангел. Как и другой наш знаменитый разведчик Рихард Зорге, Николай Кузнецов тоже не был примером соблюдения норм коммунистической морали. Оба много грешили с женщинами.

И Павел Валентинович стал рассказывать пикантные истории из деятельности «особо секретного агента». Однажды в театре Шмидт встретился с одним из членов делегации из Германии, а тот в свою очередь познакомил его с женщиной – сотрудницей германского посольства.

Завязался роман. Советская разведка стала получать важную информацию, добытую через постель. Благодаря Шмидту удалось завербовать в 30-х годах советника миссии Словакии Крно, по совместительству разведчика. Позже при участии Кузнецова были добыты документы у немецкого военно-морского атташе Норберта Вильгельма фон Баумбаха. Николай Иванович участвовал и в операциях по перехвату немецкой дипломатической почты.

По словам подполковника Савчука, Николай Иванович был любовником большинства прим московского балета, притом «некоторых из них он в интересах дела делил с немецкими дипломатами». При этом официально Кузнецов был женат. Ещё в Кудымкаре он женился на местной медсестре Елене Чугаевой, но, уезжая из Пермского края, расстался с женой через три месяца после заключения брака, так и не оформив развод.

Почти все любовные романы красивого «арийца» были вызваны оперативной необходимостью. И лишь любовь со светской львицей Ксаной была настоящей страстью. Несмотря на обилие связей, этот роман остался самым главным в истории героя – уже в партизанском отряде Кузнецов просил своего командира Медведева: «Вот адрес, если погибну, обязательно расскажите обо мне правду Ксане». И Медведев, уже Герой Советского Союза, отыскал после войны в центре Москвы эту самую Ксану и выполнил волю Кузнецова.

Отомстил после смерти

Ещё до войны, в 1941 году, Кузнецов выехал в Западную Украину, в город Черновцы. Там установил контакт с давно законсервированным немецким разведчиком Кестнером, вручил ему документы, а взамен получил чемодан с валютой и драгоценностями, который привёз в Москву. Благодаря разработанной советской контрразведкой операции удалось задержать матёрого немецкого разведчика.

Летом 1942-го уже как Николай Грачёв он был направлен в отряд специального назначения «Победители», который действовал близ оккупированного города Ровно на Украине. Уже с октября у агента были новый паспорт и новая легенда: немецкий офицер Пауль Зиберт.

Сейчас украинские националисты обвиняют советского разведчика в многочисленных провокациях. Мол, в ходе своих терактов Кузнецов частенько оставлял на месте боевой работы улики, указывающие СД на причастность бандеровцев к происходящим событиям. И следователи гестапо проводили молниеносные расследования, арестовывали и брали в заложники бойцов УПА.

И даже после своей смерти Кузнецов якобы отомстил своим убийцам-бандеровцам. Николай погиб в 32 года. Трупы убитых советских разведчиков националисты закопали на окраине села. Позднее подразделение отступающих фашистов рыло окопы в этом месте и наткнулось на труп немецкого офицера в форме. Наскоро проведённым расследованием выяснили, в какой хате и кто убил «немцев». Решением полевого «правосудия» всех убийц группы Кузнецова по-быстрому тут же и порешили на той же окраине.

– Такая вот история... – закончил свой рассказ подполковник Савчук.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram