Жажда наживы до добра не доводит. В мире шпионажа она главная причина предательства. В погоне за деньгами разведчик нередко становится слугой двух господ – двойным агентом.
О деятельности таких шпионов-«двойников» обозреватель «АН» расспрашивал полковника в отставке Сергея Александровича АНТОНОВА.
Гастарбайтер от разведок
Старые разведчики не любят говорить о «кротах». Именно так с лёгкой руки писателя Ле Карре называют двойных агентов.За предательство таких изменников жестоко наказывали.
По приговору военного трибунала была расстреляна агент немецкой и французской разведок знаменитая Мата Хари. Такая же участь постигла советского полковника Олега Пеньковского, работавшего на американское ЦРУ и английскую спецслужбу МИ-6. Завербованные в 1985 г. ещё КГБ СССР, сейчас отбывают пожизненное заключение в американских тюрьмах Роберт Хансен и Олдрич Эймс. На этом мрачном фоне наказание двойному агенту американских и латвийских спецслужб Андрейсу Дударевсу кажется смехотворно мягким. Недавно он выслан из России с запретом на въезд в нашу страну сроком на десять лет.
– Почему российские спецслужбы так снисходительны к прибалтийским «кротам»? – спросил Сергея Александровича обозреватель «АН».
Полковник Антонов пожал плечами:
– Видимо, более серьёзного наказания эти мелкие мошенники от шпионажа и не заслуживают.
Он стал рассказывать подробности о деле рижского «крота». Оказывается, Андрейс Дударевс, он же Андрей Дударев, в прошлом военный лётчик и чиновник минобороны Латвии. Ещё несколько лет назад по своей инициативе вступил в контакт с российскими спецслужбами.
Четыре года Дударевс тайно приезжал в Россию, пытаясь продать российским спецслужбам якобы сверхсекретную информацию. По его признанию, на каждой из таких встреч ему задавали массу вопросов.
Естественно, вся полученная информация тщательно проверялась и анализировалась. Тем более что Дударевс утверждал, мол, 22 года работал на латвийскую контрразведку, а затем спецслужбы США. Но всё это время копил разведданные для российских друзей. И в результате якобы с риском для жизни собрал уникальное досье. В нём – секреты особой важности.
– Какие шпионские тайны могут быть в Прибалтике? – с сомнением спросил обозреватель «АН».
В ответ полковник Антонов продолжил свой рассказ. По словам Дударевса, до октября 2014 г. он работал дежурным в координационном центре на военном аэродроме, где отслеживал передвижения авиации НАТО в Прибалтике и якобы имел доступ к самым секретным данным, в том числе планам строительства военных объектов в Латвии и расположению элементов системы противоракетной обороны НАТО и США. Помимо этого Дударевс уверял, что обладает компроматом на высших военных чиновников Латвии. Короче, всячески набивал цену своему досье.
В конце концов российским спецслужбам он предложил сделку: в обмен на свой архив Дударевс хотел устроиться на работу в Минобороны РФ. Конечно, это сразу вызвало подозрение. Не засланный ли казачок? Кроме этого рижский «крот» хотел получить кругленькую сумму в валюте – якобы компенсацию своих материальных затрат за время работы по добыче гостайн Латвии. Вроде бы обычная сделка для любой разведки. Но…
Понятное дело, кота в мешке никто покупать не стал. За время обстоятельных бесед якобы секретные данные, которые были получены от Дударевса, успели проверить аналитики российских спецслужб. Часть информации оказалась устаревшими планами НАТО. Другие разведданные – обычной «липой». Таким образом, речь шла о попытке дезинформации и внедрении двойного агента в российское военное ведомство.
Гастарбайтеру от американской и латвийской разведок указали на дверь. Номер с внедрением в Министерство обороны РФ не прошёл.
Въезд в Россию Дударевсу теперь закрыт на 10 лет.
Ордена за оперативную игру
–Прибалтийские шпионы производят жалкое впечатление, – прокомментировал рассказ разведчика обозреватель «АН». – По-моему, за их информацию никто и гроша ломаного не даст. Есть ли примеры из вашей практики удачной дезинформации противника?
После некоторого молчания Сергей Александрович рассказал о недавно рассекреченных операциях нашей контрразведки по дезинформации западных спецслужб. Например, в 1987 г. сотрудник американского отдела Второго главного управления (контрразведка) КГБ Александр Жомов сам предложил свои услуги московскому резиденту ЦРУ Джеку Даунингу. Американцы поверили ему. До июля 1990 г., пока ЦРУ не попыталось тайно переправить его в США для тщательной проверки, в том числе и с использованием детектора лжи, он активно поставлял дезинформацию. Понятно, что руководство КГБ было против такой поездки, да и сам чекист серьёзно рисковал, поэтому на Лубянке решили прекратить операцию. Двойной агент Александр Жомов за оперативную игру получил орден. И таких комбинаций было немало. Но почти все они пока под грифом «Секретно».
– Поговаривают, что даже самый известный предатель – полковник Пеньковский – был тоже засланным казачком советской разведки. И его не расстреляли по приговору суда и не сожгли заживо в топке крематория ГРУ, как пишет в своей книге «Ледокол» Виктор Суворов, а присвоили генеральское звание и под другой фамилией отправили на секретную работу за рубеж.
В ответ на это полковник Антонов лишь махнул рукой:
– Не верю я в эти слухи. Говорят, и генерал Власов не был предателем, а выполнял секретное задание Сталина. Но почему же тогда его повесили, а не наградили? За такую даже не оперативную, а стратегическую игру могли присвоить звание Героя Советского Союза.
Сергей Александрович, конечно, не стал раскрывать всех тонкостей работы с двойными агентами. Пришлось вспоминать рассказы и других разведчиков. В блокноте нашёл рассказ классика разведки, знаменитого вербовщика – «волкодава» генерал-майора Бориса Соломатина:
«Я люблю рисковать. Разумеется, рисковать разумно. Без риска не может быть действительно результативной разведки». Свои слова он не раз подтверждал делом. Тогдашний резидент нашей разведки в Вашингтоне не побоялся пойти на контакт со странным посетителем советского посольства, который представился дежурным офицером связи оперативного штаба Атлантического флота США в Норфолке (крупная военно-морская база, штат Вирджиния). Он заявил, что хотел бы предложить за материальное вознаграждение секретную информацию.
Приходы американцев в посольство с подобными предложениями случались нередко. Как правило, это были либо провокаторы, засылавшиеся контрразведкой, либо люди с нарушенной психикой, либо проходимцы.
Однако на этот раз у беседовавших с посетителем оперработников сложилось о нём позитивное впечатление, о чём и было доложено резиденту Соломатину. Последнее слово оставалось за ним, и Борис Александрович принял волевое решение.
Семнадцать лет советская разведка успешно работала с Джоном Уокером, получая от него ценнейшую информацию по военно-стратегическим и тактическим планам США, в том числе по боевому применению атомных подводных лодок с ядерными ракетами. Он передавал в Центр шифры, позволявшие читать секретную переписку министерства обороны США, Государственного департамента, ЦРУ, Агентства национальной безопасности и других важных государственных структур. Кроме того, Джон Уокер привлёк к сотрудничеству с советской разведкой сына, брата и близкого друга, от которых также поступали особо секретные материалы по военным проблемам.
В мае 1985 г. Джон Уокер был арестован. В документе, направленном в суд, рассматривавший дело Уокера, бывший руководитель военно-морской разведки США адмирал Студеман указывал: «Уокер создал для советской стороны мощные предпосылки к победе в войне». Раздосадованный крупнейшим провалом в системе американской безопасности президент США Рональд Рейган после разоблачения Уокеров отреагировал весьма резко, выслав из страны 25 советских дипломатов. Многие разведчики за эту оперативную игру получили высокие награды.
Словарь «АН»
Двойные агенты. Первый директор ЦРУ Аллен Даллес в своей книге «Искусство разведки» посвятил им отдельную главу. Она начинается так: «В анналах шпионажа агент-двойник играет особую роль. Его услуги оплачивают одновременно две различные, в большинстве случаев враждебные, секретные службы; ведёт же он шпионаж как против одной, так и против другой стороны, будь это даже собственная отчизна. В конце концов он нередко начинает работать только на одного хозяина, водя за нос другого».
Вербовки века
По словам полковника Антонова, операцию с Уокерами коллеги назвали вербовкой века. До самой своей кончины в декабре 2005 г. Борис Соломатин твёрдо отстаивал право разведчика на разумный оперативный риск в работе с агентами: никогда не давать сразу от ворот поворот даже самым подозрительным гостям. А вдруг среди них будут такие агенты, как Уокер, Хансен или Эймс…
Один из самых известных двойных агентов – Олдрич Эймс. Работал в ЦРУ с 1961 г., занимал важные посты в советско-восточноевропейском отделе и контрразведывательном центре. Сообщил в Москву не менее чем о 25 агентах ЦРУ, лишив американские спецслужбы многих ценных источников информации в СССР и получив за это 4,6 млн. долларов.
Кто предал Олдрича Эймса? Сами американцы утверждают, что он попал под подозрение, ибо любил жить на широкую ногу, а расходы его явно перекрывали доходы: Эймс купил новенькую яхту, «Ягуар» последней модели, шикарный особняк... Но известно, что ФБР пошло на арест Эймса, не имея против него никаких серьёзных улик. Очевидно, сдал его «крот» – предатель из российских спецслужб.
Роберт Хансен. Трудился в ФБР с 1972 г., занимался борьбой с иностранными разведчиками, работавшими в США. Выдал ряд агентов и массу иной секретной информации (в том числе о тоннеле, прорытом ФБР под посольством СССР для сбора данных), получив 1,4 млн. долларов. Арестован в феврале 2001 года. За улики против него «крот» в Ясеневе получил от американцев почти 7 млн. долларов.