Аргументы Недели → Шпионаж № 5(446) от 12.02.2015

Своих не бросаем?

Как вызволить из американских застенков Евгения Бурякова

, 18:31 ,

Сам погибай, а товарищей выручай. Эта поговорка – закон жизни не только на войне. Сейчас разгорается самый крупный за последние годы шпионский скандал между США и РФ. И дело чести для наших властей – вытащить из американской тюрьмы российского гражданина Евгения Бурякова, арестованного в конце января в Нью-Йорке. Его обвиняют в сборе разведывательной информации.

Как это сделать? Обозреватель «АН» попросил ответить на этот вопрос своего давнего знакомого полковника в отставке Альберта Семёновича Новикова.

Банкир или разведчик?

Вопросы, на которые не ждёшь прямого ответа, почему-то вырываются самыми первыми:

– Евгений Буряков наш разведчик?

Альберт Семёнович насмешливо посмотрел на журналиста:

– Ни одна разведка в мире никогда не подтверждает таких данных. Но из опубликованной американским обвинением информации фактически следует, что Буряков не был кадровым офицером российской разведки. Ведь он не имел доступа в «офис СВР» в Нью-Йорке и для якобы секретной связи с Москвой пользовался услугами других сотрудников российских представительств – Спорышева и Подобного. С другой стороны, он не являлся и нелегалом. Жил в США под своей фамилией, был заместителем главы представительства крупного российского банка. Причём до приезда в Нью-Йорк Евгений Буряков несколько лет работал в Йоханнесбурге (ЮАР). Только в системе ВЭБа он уже более десяти лет. Когда же его учили на разведчика?

– Академию внешней разведки Буряков, видимо, не заканчивал, – согласился с Новиковым обозреватель «АН». – Иначе не попался бы на такую дешёвую провокацию.

На российского банкира вышел агент ФБР, представившийся инвестором, который хочет открыть в России казино. «Бизнесмен», хваставшийся связями с властями США, «в качестве аванса за помощь» передал Евгению Бурякову ряд документов Минфина США с грифом «Для служебного пользования».У профессионального разведчика сразу бы возникли подозрения, что это «ловушка», но финансист клюнул на липовые минфиновские бумаги. ФБР же на основе записей разговоров Бурякова и провокатора сделало вывод, что россиянин стремится получить доступ к информации, которая «далеко выходит за рамки обязанностей банковского служащего».

– Но любой банкир никогда не откажется от сведений, сулящих его банку прибыль, – пожал плечами Альберт Семёнович. – Ничего незаконного Буряков не совершал.

– И всё же, наверное, дыма без огня не бывает, – продолжал настаивать на своём обозреватель «АН».

Мнение эксперта

Экс-начальник аналитического управления КГБ СССР, бывший заместитель секретаря Совета безопасности РФ Владимир Рубанов считает:

– Юридические процедуры в Соединённых Штатах достаточно строгие, скорее всего, какие-то основания для того, чтобы предъявить обвинения, у той стороны есть. Могу сказать, что обычно откровенная «липа» в США не проходит.

Теперь возникает вопрос отношения к этому случаю. Есть чисто юридическая сторона дела, а есть политическая. В СМИ писали, что подозреваемые какое-то время находились «в разработке», то есть они были под наблюдением, их действия фиксировались и документировались. Почему же именно сейчас против них решили выдвинуть обвинение? Возможно, уже была создана достаточная доказательная база или появилась вероятность нанесения ущерба, поэтому было принято решение задержать их. Но не исключаю, что это было сделано и по политическим соображениям. Факт подрывной деятельности на территории другой страны, естественно, негативен. Американцы будут использовать этот случай в своих политических целях, это очевидно.

По примеру Чапман и Аншлаг

Я напомнил моему собеседнику, чем завершился громкий шпионский скандал лета 2010 года. Тогда Анну Чапман и других российских разведчиков быстренько обменяли на осуждённых в России американских агентов. Возможен ли этот вариант сейчас?

– Любой обмен – это туман и обман. Бурякова, конечно, вызволять из американской тюряги надо, и переговоры по этому поводу, думаю, уже начались, – ответил полковник Новиков. – Весь вопрос: на кого менять?

– Мал обменный фонд? – с подковыркой спросил журналист.

– Не в этом дело, – поморщился Альберт Семёнович. – Но есть вещи, когда спецслужбы не хотят переступать определённые рамки. Есть фигуры, запретные для обмена.

– Какие?

Полковник Новиков на минуту задумался:

– Например, Потеева или Калугина не захотят отдавать сами американцы. Потому что если они сдадут их, то никто и никогда больше не станет сотрудничать с американскими спецслужбами. По этой же причине и нам нельзя ни в коем случае отдавать на расправу Эдварда Сноудена. Тогда не жди «инициативников» или новых перебежчиков к нам. Без доверия со стороны агентуры разведку можно прикрывать, как разорившуюся артель «Рога и копыта».

– Но был же случай, когда американцы выдали нам предателя, – обозреватель «АН» вспомнил эпизод из книги о знаменитой «Красной капелле». Тогда агент этой группы Р. Барт (Бек) в 1942 году был арестован гестапо и перевербован. Работал на немцев на оккупированной территории Западной Европы. Приговорён заочно к расстрелу. Весной 1945 года он попал к американцам, а те передали его НКВД. В 1945 году Бек был расстрелян.

– Это единственный случай, – ответил полковник. – Тогда мы были союзниками, а теперь…

Альберт Семёнович снова замолчал. Но обозреватель «АН» всё не унимался:

– Но ведь, как на днях сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров,переговоры ведутся даже между врагами. Смогли же недавно договориться о досрочном освобождении нашей разведчицы из немецкой тюрьмы.

Я напомнил, что домохозяйку-разведчицу Хайдрун Аншлаг задержали подразделения уголовной полиции и спецназа GSG 9. Её «накрыли» ровно в тот момент, когда она передавала по коротковолновой связи шифровки в Центр. Когда в «неприметный дом с белыми стенами в Михельбахе» ворвался спецназ, наша разведчица даже при грубом силовом захвате не растерялась, а «упала со стула и оборвала компьютерный кабель», прервав передачу данных, сообщила газета Der Spiegel.

В Москве поняли: случился провал. Из истории радиоигр известно, что многих арестованных радистов контрразведка заставляла работать под своим контролем и гнать в Центр дезу. На этот раз этого не случилось. И Россия не оставила в беде радистку.

Не так давно в крупнейшем со времён падения Берлинской стены шпионском скандале между Россией и Германией произошёл неожиданный поворот. В ноябре прошлого года немецкие власти освободили Хайдрун Аншлаг, в 2013 году приговорённую к пяти с половиной годам лишения свободы. Её выслали из страны, в настоящее время она вернулась в Россию.

При этом помощь сотруднице российской Службы внешней разведки (СВР) пришла из Москвы: за освобождение было необходимо заплатить около полумиллиона евро. Именно такую сумму, по решению Штутгартского суда, должна была выплатить Аншлаг.

Сумма за освобождение была рассчитана исходя из предположительного размера заработной платы «русской шпионки» и судебных расходов.

«Практически невозможно представить себе, чтобы деньги были предоставлены не Москвой. Маловероятно, что супруги Аншлаг использовали для этих целей свои собственные средства», – пишет Der Spiegel со ссылкой на свои источники в немецких спецслужбах.

Супруги Андреас и Хайдрун Аншлаг, как напоминает издание, занимались разведывательной деятельностью на территории Германии более 20 лет.

Справка «АН»

На кого можно обменять Евгения Бурякова?

5 марта 2011 года Мосгорсуд осудил на 18 лет полковника Минобороны в отставке, бывшего сотрудника Минатома и МЧС Андрея Хлычева за передачу американским спецслужбам сведений о российских ядерных программах.

10 февраля 2012 года Третий окружной военный суд Московской области приговорил к 13 годам старшего инженера-испытателя космодрома Плесецк подполковника Владимира Нестерца, передававшего ЦРУ информацию об испытаниях российских стратегических ракетных комплексов.

6 июня 2012 года Московский окружной военный суд за измену дал 18 лет лишения свободы 61-летнему полковнику ФСБ РФ в отставке Валерию Михайлову.

Разменные «монеты»

Обмены уже давно вошли в практику спецслужб. Их было множество: удачных и неудачных. Из самых громких, но несостоявшихся – это переговоры об обмене фельдмаршала Паулюса на сына Сталина – Якова.

«Солдата на маршала не меняю» – эти слова приписывают Сталину. Но, как утверждают историки разведки, это всего лишь выдумка советских киношников, которая стала историческим мифом. На самом деле переговоры, которые велись в нейтральной Швеции с немцами, уже в самом начале закончились провалом.

А вот китайскому лидеру Чан Кайши удалось выручить своего сына из застенков Лубянки. В конце 30-х годов прошлого века в Шанхае был арестован резидент советской военной разведки Яков Бронин. В Москве тут же взяли под арест китайского агента Цзяин Цзинго. Это был сын самого вождя Гоминьдана Чан Кайши. Цзяин Цзинго обвинили в том, что он собирал секретные сведения о Красной армии. Торг был недолгим. Прошло немного времени, и Бронин вернулся в Москву. А обменянный на него Цзинго вскоре попал в отцовские объятия.

Самый неравноценный с количественной стороны обмен состоялся в 1982 году. Тогда нашего разведчика полковника Алексея Козлова, арестованного в ЮАР, обменяли с помощью разведки ГДР аж на одиннадцать человек! За будущего Героя России пришлось отдать десять немцев и одного офицера армии ЮАР, в своё время попавшего в плен в Анголе во время рейда туда южноафриканской армии. Сам Козлов потом вспоминал: «В Берлине мне товарищи стол хороший приготовили: икорочка, сёмга. Но я смолотил всю отварную картошку и всю селёдку. Мне потом сказали: «Ты, Лёшка, сожрал у нас весь представительский запас селёдки».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram