Аргументы Недели → Шпионаж № 49(441) от 25.12.2014

Алкогольные тайны Штирлицев

Что пьют в кризисное время сотрудники спецслужб

, 20:39 ,

В Новый год под бой курантов россияне поднимут бокалы с шампанским. Впрочем, у многих в бой пойдут напитки покрепче. И не каждому удастся устоять на ногах в этом алкогольном сражении.

Как победить зелёного змия в новогоднюю ночь? Отчего наши Штирлицы часто пьют и не пьянеют? Об этом обозреватель «АН» беседует с полковником в отставке Алексеем Николаевичем ИВАНОВЫМ.

Лучше водки только чай

Разговор о новогодней выпивке с ветераном разведки состоялся не за рюмкой водки или бокалом вина, а за чашкой зелёного чая. После хирургической операции обозревателю «АН» любой алкоголь на два месяца запретили врачи.

– Мой самый любимый напиток – зелёный чай с жасмином, – сделав небольшой глоток, поддержал журналиста Алексей Николаевич. – В нынешние кризисные времена он к тому же и самый экономичный.

– Сейчас мало кому по карману шампанское по 500 евро за бутылку, – согласился я со старым разведчиком. – Да и цена виски с чёрной этикеткой теперь сильно кусается. Что же в валютный кризис пьют разведчики?

Иванов усмехнулся:

– Всё, что горит. В случае крайней оперативной необходимости даже украинский самогон и грузинскую чачу. Но 20 декабря – на День чекиста – мы с друзьями пили «Путинку» и крымское вино.

– Бутылка русской водки и буханка чёрного хлеба всегда были лучшим подарком в любой нашей резидентуре: хоть в Сингапуре, хоть в Тель-Авиве…– ударился я в журналистские воспоминания. – Но мне больше всего нравился массандровский херес.

За неимением любимого вина и под зелёный гринфилд хорошо беседовать со старым знакомым. Хотя практика спецслужб показывает, что крепкая выпивка куда быстрее позволяет установить неформальный контакт с нужным источником информации. Чай не водка, много не выпьешь. После него тянет не на хмельные подвиги, а на тихие воспоминания.

Любимое вино Путина

В память врезалась дегустация в Крыму. По гулкой металлической лестнице спускаемся в подвалы Массандры. Сначала показывают огромные винные бочки. Потом стеклянные пыльные сосуды. Всего в коллекции завода, кстати, занесённой в Книгу рекордов Гиннесса, более 1 млн. бутылок. По оценкам зарубежных специалистов, всё это виноградное богатство стоит около 4 млрд. долларов. Теперь оно снова принадлежит России!

Самое дорогое вино хранится в элитном подвале под присмотром видеокамер. Это херес 1775 года. На аукционе за один экземпляр этого старейшего экспоната из коллекции «Массандры» предлагали свыше 50 тыс. долларов.Такое вино – огромная редкость. На заводе хранится всего 6 бутылок.Его не дают пробовать даже президентам.

По словам начальника отдела сбыта и маркетинга завода В. Зенкина, Владимиру Владимировичу Путину из тридцати продегустированных вин больше всего понравилось красное столовое «Алушта». Оно, конечно, не дешёвое, но и не самое дорогое. В фирменном магазине завода его продают по 1300 руб. за бутылку. Недавно партию такого вина по заказу Федеральной службы охраны РФ отправили в Москву. Говорят, на новогодний стол Владимиру Владимировичу.

Мои знакомые ветераны российских спецслужб рекомендовали продегустировать основную линейку массандровских вин: начиная от «Седьмого неба князя Голицына» и до «Старого нектара».

Из всех испробованных напитков мне больше всего понравился херес моего года рождения. И хотя он был далеко от заветной массандровской цифры 1775 и стоил вовсе не 50 тысяч баксов, всё равно оказался не по моей зарплате. Как и другим простым потребителям, пришлось выбирать: пить вина подешевле или переходить на гомеопатические дозы.

Кстати, на крымских курортах с недавних пор успешно применяют энотерапию – лечение вином. Простуду в Ялте лечат массандровским кагором. От неврозов и лишней радиации в организме помогает избавиться каберне. Сохранить здоровым сердце помогает красное сухое вино, что так любит Путин. А лучшее лекарство от запоров, по словам курортных эскулапов – крымский портвейн. Старики его особенно уважают.

А я взял в Москву ящичек массандровской мадеры по 500 рублей за бутылку. Знатоки за крепость называют это вино «дамским коньяком» или «бабоукладчиком». Не зря его так любил Григорий Распутин!

Как опохмелиться, чтоб не провалиться

От воспоминаний меня отвлёк Алексей Николаевич. Он поделился своим опытом борьбы с зелёным змием.

По словам полковника Иванова, этому не учат в разведшколах и академиях. А ведь правильно пить спиртное для сотрудника спецслужбы – чуть ли не основное профессиональное качество. Поэтому в зарубежных резидентурах с молодыми сотрудниками щедро делятся алкогольным опытом зубры разведки. Вот лишь некоторые практические советы:

1. За несколько часов до застолья плотно поешьте жирной пищи. Не помешает кусок сала, бутерброд с маслом, обильно политым сверху мёдом.

2. Рюмка водки или другого крепкого напитка за полчаса до основной выпивки приведёт ваш организм в полную боевую готовность сопротивляться алкоголю. Закусить аперитив можно 10 таблетками сорбентов (раньше это был активированный уголь, теперь используют полифепан или энтеросорбент). Наиболее эффективным среди них считается энтеросорбент на кремниевой основе – энтеросгель, 3–4 столовые ложки которого помогают организму быстрее справиться с выведением спиртного.

3. Раньше на Западе много писали, что сотрудники КГБ от опьянения принимали препарат RU-21. Сами оставались трезвыми и могли до такой степени напоить своих собеседников, что те выбалтывали любые секреты. Чудо-средство, мол, прекращает выработку в организме фермента, превращающего алкоголь в ацетальдегид – ядовитое химическое вещество. На самом деле это только реклама.

Как утверждает полковник Иванов, сейчас в Лондоне наши разведчики опохмеляются так. После крутой пьянки оперативник предпочитает влить в себя традиционный стакан смеси под названием «ойстер». Это коктейль из подсолнечного масла, двух столовых ложек томатного сока, чайной ложки коньяка и яичного желтка, которые перед употреблением взбалтывают, предварительно посолив и поперчив. Заесть можно тостом. Если не помогает, тогда в ход идёт знаменитая овсянка, которую заливают чем-нибудь кисломолочным. Алкогольные напитки для опохмела называют «собачья шерсть» (hair of the dog).

А вот в Финляндии наши разведчики не мудрствуют лукаво и надеются только на сауну. Этот способ опохмела в Финляндии почему-то называют русским. Сауну с бодуна устраивают нежаркую – 80 градусов вполне достаточно. Считается, что именно при этой температуре токсины покидают организм через кожу наиболее активно: 2–3 захода по 5–7 мин. способны полностью вывести остатки алкоголя.

Кстати, в Москве вместо финской сауны высшие чины спецслужб используют новейшие инфракрасные капсулы. Там температура всего 45–60 градусов, что значительно снижает нагрузку на сердце, а эффект прогрева куда сильнее. Поэтому организм от продуктов разложения алкоголя очищается не хуже, чем от капельницы. Но процесс происходит быстрее и куда приятнее.

На Тайване офицеры нашей разведки, чтобы избежать похмелья, перед застольем выпивают несколько сырых перепелиных яиц. После этого они пьют водку или виски исключительно с зелёным чаем. Манера смешивать виски с богатым антиоксидантами зелёным чаем необычна, но в результате напиток не вызывает такого тяжёлого похмелья.

Сотрудники российской разведки в Мексике лучшим лекарством от похмелья считают густой острый суп из телячьих ножек, требухи, зелёного перца чили, кукурузной муки и приправ. Именно эти компоненты содержат массу витаминов и глицин. Этот суп чем-то напоминает кавказский хаш.

Гурманы из резидентуры российской разведки в Париже снимают похмелье с помощью чесночного или лукового супа. В большую тарелку они крошат побольше чеснока, заливают кипятком и кладут кусок французской булки, предварительно добавив туда сырое яйцо.

В Германии давняя традиция похмельным утром запивать йогуртом маринованную рыбу, густо сдобренную луком, – вспоминает Алексей Николаевич. – Не знаю, пользовался ли этим рецептом Владимир Путин, когда работал в Дрездене. На мой взгляд, это тевтонское варварство. Я предпочитал похмельным утром маленькую бутылочку баварского пива.

Полковник Иванов также рассказал, что в резидентуре нашей разведки в Норвегии после новогоднего пьянства возвращаются к жизни с помощью ведра холодной воды, которое выливают себе на голову. При этом важно, чтобы вода обязательно стекала по спине! Экстремально? Зато эффективно! Особенно если это запить стаканом густых подогретых сливок.

Но наиболее неординарные способы борьбы с похмельем используют наши разведчики в странах Южной Америки и Африки. Там втирают лимон в подмышечную область и едят без меры бананы. Говорят, помогает. Но в это верится с трудом.

На худой конец можно воспользоваться шутливым советом от американского джазмена Эдди Кондона: мучительным утром выжать сок из двух пустых бутылок виски... Впрочем, в наш валютный кризис спасут от похмелья остатки любого спиртного. Главное: пей, но меру разумей!

Авторитетное мнение

Юрий Кобаладзе, генерал-майор в отставке, ветеран внешней разведки:

– Знаменитых таблеток КГБ не существует. По крайней мере я их в своей практике не применял. Для разведчика очень важно обладать способностью много пить, и чтобы при этом голова оставалась свежей. Самое эффективное средство от опьянения – обычный бутерброд с маслом. А назавтра лучше всего употребить алкозельцер или лечиться народными средствами: кефиром, рассолом. Советские разведчики испробовали эти методы на себе не один раз и, как правило, были на высоте.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram