Временно, до 28 июня, война на Украине отошла на второй план. И хотя прекращение огня, объявленное украинским президентом Порошенко, нарушается по двадцать раз в сутки, там наступило предгрозовое затишье. Первые строчки в сообщениях мировых агентств сейчас занимает Ирак. Мир гадает: возьмут ли исламские террористы Багдад или нет?
Обозреватель «АН» попросил прокомментировать последние события на Ближнем Востоке старого разведчика, полковника в отставке Вадима Никитовича СЕЛЕЗНЁВА.
За двумя зайцами
К разговору с бывшим заместителем резидента советской разведки в одной из ближневосточных стран у меня накопилось множество вопросов. Но главный был такой:
– Почему американские разведслужбы были застигнуты врасплох, когда боевики из «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватили два крупных иракских города и обратили в бегство вооружённые силы Ирака?
Поначалу полковник Селезнёв отмалчивался, просматривал в ноутбуке своё электронное досье. Но обозреватель «АН» продолжал настаивать:
– Как могло такое случиться, что боевики, численность которых по разным данным от 11 до 15 тысяч, уделали почти стотысячную иракскую армию? Куда смотрели ЦРУ и АНБ США?
Вадим Никитович усмехнулся:
– Известно куда. Конечно, на Украину. Поэтому Ирак проморгали. Не зря говорят: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Вот и американцы со дня на день ожидали российского вторжения. Нацелили в тот район все силы разведки. И сейчас в панике. Ведь 65 тысяч российских военнослужащих подняты по тревоге и полностью отмобилизованы.
– Но ведь их отправили за тысячи километров от Украины, на далёкие полигоны Урала, – возразил обозреватель «АН».
– В XXI веке расстояния в военном деле почти ничего не значат, – ответил старый разведчик. – 28 июня внезапная проверка боеготовности войск должна по плану учений закончиться. Где приземлятся 40 огромных транспортников с десантниками – одному Богу и российскому Генштабу известно.
– Говорят, сейчас со спутников видно всё, – я решил обострить наш спор. – А у США самая крупная космическая группировка…
– Почему же они тогда проспали события в Крыму? – тут же отозвался полковник Селезнёв. – Не увидели из космоса, что наши «вежливые люди» оснащены новейшими российскими штурмовыми бронежилетами бБ43, кевларовыми шлемами, комплектами полевого снаряжения «СМЕРШ-База», а у снайперов даже имелись 12,7-миллиметровые бесшумные винтовки «Выхлоп»… Журналисты со временем это разглядели, американские разведчики – нет.
Справка «АН»
Американцы вложили в создание иракских вооружённых сил около 25 млрд. долларов. Только за последние три года на закупки оружия и боевой техники они выделили Ираку свыше трёх миллиардов. Благодаря щедрым американским вливаниям официальное жалованье иракского солдата – 1000–1200 долл., старший офицер получает около 6 тыс. долл. в месяц. Это огромные деньги для страны, где средняя месячная зарплата составляет около 150 долларов. Однако большие финансовые вливания в армию стали почвой для злоупотреблений. Так, многие иракские командиры включают в штатное расписание солдат и офицеров, которые никогда не появляются на службе, однако подразделение получает их жалованье. Эти солдатские «мёртвые души» не придуманы – у всех есть удостоверение личности и адрес, но обычно их освобождают от воинской повинности, а они взамен обязаны отдавать командирам большую часть жалованья.
На спутник надейся, но…
Вадим Никитович вновь углубился в своё электронное досье. Потом стал зачитывать отдельные выдержки из него и комментировать:
– Обама недавно заявил об отправке в Ирак 300 военных советников. Конечно, это штатные сотрудники американской военной разведки. На днях они уже прибыли в Багдад. Отмечу, что в течение длительного времени в Ираке находились 7,5 тыс. таких советников, инструкторов, различного рода специалистов, в задачу которых входило создание иракских вооружённых сил и спецслужб. Но за всё время они так ничего нормального не сформировали. Помогут ли ещё триста шпионов? Сомневаюсь…
Полковник Селезнёв был довольно суров в оценке действий своих американских коллег. Так, он отметил, что все два вторжения ИГИЛ в Ирак (январь-февраль и сейчас) ни ЦРУ, ни разведуправление Минобороны США не спрогнозировали. То есть налицо профнепригодность тамошних специалистов. В доказательство своих слов он процитировал несколько выдержек из статьи американского журналиста Шейна Харриса: «Это заставляет вспомнить другой недавний промах разведки: в феврале разведслужбы США не смогли предсказать российское вторжение в Крым. Оба события, скорее всего, поднимут вопросы, окупаются ли десятки миллиардов, которые ежегодно затрачиваются на систематическое наблюдение в горячих точках во всём мире и что ещё могут упускать разведчики».
«По словам действующих и бывших американских чиновников, ЦРУ сохраняет своё присутствие в посольстве США в Багдаде, но эта организация в основном прекратила руководить шпионскими сетями внутри страны, с тех пор как американские силы покинули Ирак в декабре 2011 года», – говорится в публикации. Разведслужбы были вынуждены наблюдать за такими организациями, как ИГИЛ, с помощью спутниковых снимков и перехвата переговоров – методов, которые оказались практически бесполезными, потому что боевики передают сообщения через курьеров и перемещаются такими маленькими группами, что они легко смешиваются с гражданским населением, поясняет Харрис.
«Неспособность разведслужб предсказать последний кризис в Ираке, скорее всего, обострит критику того, как администрация Обамы справляется с другими мировыми кризисами, в том числе в Сирии и на Украине. В случае с захватом Россией Крыма, когда американские разведчики также были застигнуты врасплох, сложные электронные системы перехвата информации, которыми управляет АНБ, принесли мало пользы, потому что российские вооружённые силы ограничили телефонные переговоры и применяли методики джихадистов, посылая от одного соединения к другому множество курьеров», – отмечает автор статьи.
– Вот тут я с Харрисом не согласен, – заметил Вадим Никитович. – Про множество курьеров в Крыму он, как Хлестаков из «Ревизора», сморозил глупость.
Мнение эксперта
Политолог Анатолий Эль-Мюрид считает:
– На мой взгляд, нынешняя ситуация в Ираке – чисто саудовская операция. Группировка ИГИЛ находится на финансировании у саудовцев и, собственно говоря, саудиты ещё несколько лет назад вполне откровенно проводили политику по созданию суннитского халифата на территориях Ирака и Сирии. Сейчас всё идёт именно по этому плану: расчленить Ирак, создать буферное государство между шиитскими территориями Ирака и Саудовской Аравией для напряжённости в отношениях с Ираном. Условно говоря, чтобы война с Ираном шла на территории Ирака.
Стыд и позор
По словам полковника Селезнёва, военный совет ИГИЛ – Шура почти полностью состоит из бывших офицеров саддамовской армии. А главный их военный эксперт, который и создал высокоэффективные боевые подразделения, – бывший полковник армии Ирака времён Саддама Хусейна Абу Бакр Аль-Ираки Аль-Шаеб. Его ещё долго просили отрастить бороду, чтобы он был похож на исламиста. Отрастил. Но сейчас он её заново сбрил... В Советском Союзе, где этот полевой командир учился в военной академии, у офицеров бороды были под запретом.
Среди нынешних суннитских боевиков много бывших офицеров саддамовской армии, которые заканчивали российские и советские военные училища и академии. В большинстве своём они – высококлассные специалисты. Эти офицеры с советским и российским военным образованием гоняют созданную американцами нынешнюю иракскую армию, как «бобиков». В подтверждение своих слов Вадим Никитович сослался на сообщение американского агентства AssociatedPress. Оно рассказало о том, какой стыд и позор переживают иракские военные и полицейские, бежавшие из Мосула. На момент атаки ИГИЛ в Мосуле находились 55 тыс. полицейских и 24 тыс. солдат. Справедливости ради следует сказать, что среди полицейских большая часть была из местных суннитов, а из двух дивизий одна в основном состояла из курдов, а другая – из суннитов и шиитов. Бежавшие офицеры рассказывают, что теперь видят осуждение в глазах членов своих семей: «Я сломлен и мне стыдно. Я чувствую себя, как невеста, которая в брачную ночь оказалась не девственницей».
Сейчас американцы боятся вновь вводить сухопутные войска в Ирак, потому что там им не на кого опереться. Использование же беспилотников, как это было в Афганистане и Йемене, возможно только при наличии точнейших разведданных. Однако в Вашингтоне признают, что не имеют соответствующих данных по Ираку. «В Ираке, как в случае с Ливией, требуется широкомасштабное наступление иракской армии, однако прошлогодний захват силами ИГИЛ Фалуджи показал, что армия Ирака, в которую США вложили около 25 миллиардов долларов, не просто ни на что не способна – какая-то её часть попросту не хочет противостоять захватчикам», – сообщает израильская газета Haaretz.
В заключение нашего разговора полковник Селезнёв приводит ещё несколько цитат из своего электронного досье. «Тем, чем ИГИЛ владеет лучше всего, мы владеем хуже всего. У нас просто нет хорошей сети разведчиков в Ираке», – считает бывший офицер ВМС и аналитик Institute for the Study of War (Вашингтон) Кристофер Хармер.