Аргументы Недели → Шпионаж № 9(401) от 13.03.2014

Наши люди в Гаване

Почему кубинская разведка успешно противостоит ЦРУ США

, 18:25

В марте исполняется очередная годовщина органов государственной безопасности Кубы (OSE). Накануне этого праздника Остров свободы посетил обозреватель «АН».

Встреча на площади Революции

Вива, Куба! После тринадцатичасового полёта это приветствие кажется особенно радостным. Под крылом самолёта остались Швеция и Канада, Нью-Йорк и Майами… И вот из волн изумрудного океана выросли сначала сотни маленьких островов, потом один огромный. Здравствуй, Гавана!

В аэропорту меня встречал друг молодости Мигель. В далёкие 70-е мы вместе учились во Львове. Контактов не теряли, переписывались, изредка пересекались в жарких командировках.

Сейчас Мигель уже в отставке, занимается недавно разрешённым на Кубе туристическим бизнесом. Попросту говоря, возит на своём стареньком джипе русских туристов по всему острову. Бывает, что в сутки накатывает по 800–1000 километров.

Два других приятеля со спецфакультета Львовского высшего военно-политического училища Рауль и Педро ещё носят погоны. Как с улыбкой сказал Мигель, теперь они большие начальники. Один – в министерстве обороны, другой – в главном управлении разведки (ГУР) Кубы.

Когда мы познакомились, Рауль, правда, не Кастро, был только лейтенантом. За четыре года учёбы в СССР он прекрасно выучил язык Пушкина. Поэтому мы окрестили его «русским мулатом». Белый, худощавый Педро был более замкнутым и молчаливым.

Сблизила нас всех боксёрская секция. У «русского мулата» удар был почти как у его знаменитого земляка Стивенсона. Не уступал ему и Педро. У него кроме хука справа в арсенале был убийственный апперкот. Мы с Мигелем в те времена выступали в лёгком весе и нокаутирующими ударами похвастаться не могли.

…И вот дружеские объятия на центральной площади кубинской столицы. Мы стоим рядом со зданием, на котором висит огромный портрет Че Гевары.

– Наш КГБ, – кивает на центральный подъезд Рауль. – Мой кабинет вон там…

Он показывает рукой на верхние этажи соседнего здания, на крыше которого разместился целый лес замысловатых антенн. По-прежнему молчаливый Педро ведёт наискосок через площадь к зданию минобороны Кубы.

– Кубинский Пентагон, – шутит Мигель.

Педро укоризненно смотрит на него. Ему явно не нравится это сравнение. На Кубе очень не любят янки.

После прогулки по площади идём обедать в итальянский ресторанчик рядом с реставрируемым зданием Капитолия. И хотя у кубинских военных зарплаты раз в пять больше средней по стране, но платит за всех Мигель – «капиталист», как с иронией называют его приятели. За день работы с русскими туристами – а их приезжает на Кубу около ста тысяч в год – он получает больше, чем кубинский полковник за месяц. В последнее время разрыв в доходах, получаемых в государственном и частном секторах, растёт не по дням, а по часам.

Из-за американской блокады народ на Кубе живёт бедно. Зато долго. Средняя продолжительность жизни на острове – 82 года. Ведь в стране лучшая медицина в Латинской Америке. И лучшее образование. Правда, на Кубе пока мало кому доступен Интернет, но своими глазами видел очереди за книжными новинками.

Справка «АН»

Разведывательный корабль «Виктор Леонов». Его бортовой номер – ССВ-175. По классификации НАТО относится к Vishnya Class. Всего по данному проекту в период 1985–1990 гг. было построено семь кораблей, которые присутствовали на всех флотах Советского Союза, а впоследствии – и Российской Федерации. Длина судна – 91,5 м, ширина – 14,5 м. Экипаж – до 220 человек. Корабль снаряжён 30-миллиметровыми орудиями и противовоздушными ракетами. Но главное его оружие – это уникальный антенный комплекс.

И всё же разведывательные возможности этого корабля, конечно, несравнимы с Лурдесом. Жаль, что не хватило средств и технических специалистов содержать уникальный Центр в Лурдесе и у кубинской разведки. С ним она была бы ещё сильнее. Хотя и сейчас эксперты считают кубинских разведчиков одними из лучших в мире.

Поездка в Лурдес

До вечера гуляли по старой, ещё колониальной, Гаване. ЮНЕСКО признало эти кварталы культурным достоянием всего человечества и ежегодно выделяет деньги на реставрационные работы. Для туристов здесь рай!

За пару конвертируемых песо можно сфотографироваться с колоритнейшими кубинками в национальных одеждах и сигарами во рту. Послушать уличных музыкантов, которые, кажется, могут сыграть любую мелодию. Вот и для меня, услышав русскую речь, они исполняют сначала «Катюшу», потом «Подмосковные вечера», а затем и вовсе «Владимирский централ». Словом, дружеский вечер выдался томным.

…Наутро едем в Лурдес. Там был наш крупнейший разведывательный объект за рубежом. Он располагался всего в 90 милях от главного космодрома американцев во Флориде.

Основной задачей центра, который обслуживали около тысячи специалистов 6-го управления главного разведывательного управления и 3-го главка Федерального агентства правительственной связи (ФАПСИ), был перехват информации, циркулирующей по важнейшим каналам связи и в системах боевого управления стратегического звена США. Кроме военных разведданных добывалось много сугубо гражданских сведений научного и экономического характера. Поэтому большую пользу от информации, гигантским потоком шедшей с Кубы в разведцентр в подмосковном Климовске, получали и российские промышленность и наука. Центр в Лурдесе был настоящим Клондайком разведывательной информации. Особенно научно-технической. Специалисты утверждают, что электронный – это самый выгодный вид промышленного шпионажа. Один рубль, вложенный в радиотехническую разведку, приносит двадцать рублей прибыли.

По оценке Рауля Кастро, Центр радиоэлектронной разведки обеспечивал России поступление до 70% всей разведывательной информации по Соединённым Штатам. Это были наши глаза и уши в Западном полушарии.

Но российские власти решили сэкономить и своими руками зарубили «курицу», несущую золотые «разведъяйца». В ту пору довелось брать интервью у начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина. Тот тогда горячо заверял, что опасность России грозит с юга. А США становятся нам чуть ли не другом и союзником. Поэтому нужны спутники, чтобы вести наблюдение за террористами. И лучше закупить примерно 100 современных РЛС и 20 космических аппаратов, чем держать базу на Кубе. Мол, ежегодная экономия составит только на арендной плате 200 млн. долларов.

Это полная ерунда! Расчёты за аренду центра велись по системе взаимозачётов. За счёт десятимиллиардного кубинского долга, не так давно списанного Дмитрием Медведевым, мы могли пользоваться Лурдесом почти 300 лет. Сейчас же сердце кровью обливается, когда смотришь на руины. Миллиарды народных денег нынешний председатель российского правительства пустил на кубинский ветер.

Теперь пытаемся наверстать упущенное с помощью «плавучих Лурдесов». Наши люди снова в Гаване. В конце февраля этого года средний разведывательный корабль «Виктор Леонов» бросил якорь в гаванском порту неподалёку от Храма Казанской иконы Божией Матери.

Авторитетное мнение

Видный советский разведчик, бывший начальник аналитического управления КГБ СССР Николай Сергеевич Леонов – доктор исторических наук, был профессором кафедры дипломатии МГИМО, депутатом Государственной думы, генерал-лейтенант в отставке. Он награждён многими орденами и медалями. Последняя награда – кубинский орден Че Гевары 1-й степени.

С легендарным Че и братьями Фиделем и Раулем Кастро Леонов познакомился летом 1956 г. в Мексике. Когда эту группу кубинских революционеров арестовали, при обыске у Гевары нашли карточку Леонова. Молодому разведчику пришлось возвращаться на родину. Но потом последовали новые встречи с кубинскими друзьями и долгая работа в Латинской Америке. Вот что он говорит о кубинской разведке:

– У всех спецслужб я всегда на первое место ставлю прежде всего преданность своему государству, своему народу. Потому что никакой разведчик, никакой контрразведчик не будет надёжным хорошим работником, если он не является, как мы раньше говорили, «беззаветно преданным». У кубинцев в этом отношении, по-моему, дело обстоит вполне благополучно. Поэтому считаю, что первая сильная сторона сотрудников кубинских спецслужб – их преданность стране, идейная убеждённость. Вторая – высокий профессионализм. Всё-таки работают они всё время очень наступательно, энергично. Это одна из самых хороших разведок на свете.

Встреча героя

В последний день пребывания на Кубе мне крупно повезло. Я видел, как кубинский разведчик Фернандо Гонсалес, который провёл в тюрьмах США пятнадцать с половиной лет, вернулся на родину. В гаванском аэропорту его встретил лидер страны Рауль Кастро.

Увидев Кастро, он отдал главе государства воинское приветствие. Кубинский лидер, обняв разведчика, сказал, что действия «пятёрки» – настоящий подвиг, вдохновивший весь народ острова.

В ответ Фернандо Гонсалес заявил: «Я искренне благодарен миллионам кубинцев за солидарность, любовь и поддержку. Как патриот я продолжу борьбу за освобождение томящихся в американской тюрьме моих товарищей, которые, уверен, выдержат и не сломаются».

Кубинские разведчики Рене Гонсалес, Херардо Эрнандес, Рамон Лабаньино, Антонио Герреро и Фернандо Гонсалес были внедрены в 1992 году в антикастровские организации во Флориде. Спустя шесть лет (1998) американцы разоблачили их как шпионов и приговорили к заключению от 15 лет до двух пожизненных сроков.

На родине задержанные кубинцы удостоены звания Героев Кубы. Петиции за их освобождение подписали 10 нобелевских лауреатов, в том числе Жорес Алфёров. Двое из героев-разведчиков уже в Гаване. Борьба за освобождение ещё троих продолжается.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram