Сбежавшего в Россию бывшего агента ЦРУ и АНБ Эдварда Сноудена назвали человеком года несколько влиятельных западных газет и телеканалов. Его имя прогремело на весь мир. Найдутся ли у него подражатели?
Об этом обозреватель «АН» спросил у своего старого знакомого, «журналиста в погонах» Сергея Викторовича Н.
Разговор под отвар шиповника
Мы встретились сразу после новогодних праздников в фитнес-клубе. В девять утра народу почти совсем не было. За огромным окном бассейна стояла ночь, как поётся в старой песне, хоть выколи глаз. За эти проделки с зимнем временем дружно поругали ДАМа – Дмитрия Анатольевича Медведева.
Проплыли 1500 метров. После праздничных нарушений спортивного режима одолеть трудную олимпийскую дистанцию было вдвойне тяжело. Устало бухнулись на мягкие лежаки.
– Как там, проклятый Запад загнивает? – с иронией спросил я Сергея Викторовича, несколько дней назад прилетевшего «из-за бугра».
– Мёрзнет. Как будто холодная война идёт не в переносном, а в самом прямом смысле слова, – ответил тот, разливая по стаканчикам отвар шиповника, приправленный безалкогольным бальзамом. – И по-прежнему болен шпиономанией.
– Сильно достаёт их контрразведка? – посочувствовал обозреватель «АН».
Сергей небрежно махнул рукой:
– Эти ребята особо не мешают. А вот дураки и психи уже задолбали. Завалили мою электронную почту предложениями о сотрудничестве. Пример Сноудена оказался очень заразителен.
– Агентам спецслужб хочется славы? – недоверчиво спросил я.
– Не столько славы, сколько денег, – сказал Сергей Викторович. – Такое впечатление, что у мошенников и авантюристов появилась новая игра: разведи на «бабки» российскую разведку.
– Ничего удивительного. Лжеагенты косят под Сноудена, мечтая о славе и богатстве. Обмануть они пытаются и собственные власти, – отозвался обозреватель «АН» и рассказал своему собеседнику недавно услышанную историю.
Справка «АН»
Такого ещё не было в истории шпионажа. Эдвард Сноуден похитил около 1,7 млн. файлов с секретными документами о военно-разведывательных операциях США. Журналистам он передал только чуть более 200 тыс. файлов. Об этом недавно сообщило агентство AssociatedPress со ссылкой на закрытый доклад американского военного ведомства. О нём рассказали конгрессмены – глава комитета палаты представителей по разведке Майк Роджерс и Датч Рупперсбергер.Как отметили политики, большая часть файлов из досье Сноудена имеет прямое отношение к текущим операциям американских ВВС и ВМС. По словам Роджерса и Рупперсбергера, даже публикация некоторых похищенных Сноуденом секретных документов успела нанести ущерб разведдеятельности США. А впереди новые разоблачения.
Хлестаковы из фальшивого ЦРУ
Как сообщили зарубежные СМИ, американский чиновник в конце прошлого года предстал перед федеральным судом города Вашингтона за многолетнее мошенничество. Мужчина годами прогуливал работу и путешествовал по миру за счёт работодателя, ссылаясь на вымышленные командировки ЦРУ, при этом он получал зарплату больше всех своих начальников.
За свои проделки сотрудник Агентства по защите окружающей среды, специалист в области изменений климата Джон Бэйл может получить более 30 месяцев тюрьмы. Липовый Джеймс Бонд окружил себя легендой о том, что он тайный сотрудник ЦРУ и регулярно задействован в операциях за границей, например в Пакистане.
По предварительным подсчётам, продолжавшийся около десятилетия обман обошёлся американской казне в миллион долларов – это не только зарплата чиновника, но и многочисленные поездки и проживание в дорогих отелях. Во время выдуманных «спецопераций» Бэйл отдыхал в своём доме в соседнем штате и за госсчёт навещал родителей в Калифорнии.
Обвинители настаивают, что действия Бэйла, уже названные «преступлением огромного масштаба», нанесли не только экономический урон и ударили по репутации ведомства, но и стали оскорблением реальных сотрудников ЦРУ. По данным расследования, выпускник Нью-Йоркского университета Бэйл, годовой доход которого превышал 206 тыс. долларов, был самым высокооплачиваемым сотрудником ведомства. Получаемые им в виде зарплат, премий и компенсаций средства в совокупности были больше, чем у его непосредственного начальника и главы агентства.
С 2000 года мошенник регулярно, зачастую по несколько месяцев подряд, не ходил на работу, ссылаясь на занятость в ЦРУ. При этом, как стало достоверно известно, мужчина никогда не был связан с разведдеятельностью. Бывшие коллеги Джона Бэйла отмечают, что такой аферы в американских госструктурах не было на протяжении, как минимум, последних 35 лет.
Обманщику всё могло сойти с рук, но его сгубила жадность: ещё в течение года после ухода на пенсию, который Бэйл отмечал с размахом на яхте, он продолжал «рисовать» себе зарплату. Только тогда ситуацией заинтересовались правоохранители.
Похожей легендой о таинственном спецагенте пытался прикрыться и житель Турции. Его «раскрыли», когда он отказался оплатить счёт за проживание в одном из отелей Таиланда. Предъявив работникам фальшивое удостоверение, он уверял, что не может назвать своего настоящего имени, поскольку владеет секретной информацией ЦРУ. И даже после ареста турок сдаваться не собирался и требовал, чтобы ему устроили встречу с министром обороны.
Игра в поддавки
Мне вспомнился рассказ и другого нашего разведчика, полковника Сергея Александровича Антонова, работавшего под дипломатическим прикрытием в нашем посольстве в Мехико. По его словам, почти каждую неделю – а весной и осенью ещё чаще – кто-то перебрасывал через забор советского диппредставительства различные пакеты с якобы секретными материалами и предлагал встретиться за рюмкой текилы в ближайшем ресторане. Но резидент никогда не давал согласия на такие контакты.
– Почему? – удивился обозреватель «АН».
Антонов усмехнулся:
– Потому что в отличие от нас, тогда ещё молодых салаг-оперативников, он был опытным человеком. Осенью и весной, в моменты психических обострений, в шпионы пытались записаться чокнутые из ближайшего психиатрического диспансера. Они страдали манией преследования, но были небуйными и ночевали дома. По-лёгкому «срубить бабла» у нашей разведки пытались и всякие авантюристы. Кстати, в бедной Мексике таких проходимцев было особенно много. Но главное – игра в поддавки была любимым развлечением американского резидента ЦРУ в Мехико Джона Вессона. Это он почти каждую неделю подсылал нам своих «спецагентов»: то каких-то «опереточных военных», то «жутко секретных шифровальщиков». А на самом деле мексиканских бомжей, нанятых за три цента.
– А зачем это нужно было делать американскому «резаку»? – вырвался у меня вопрос.
– Такие, даже самые нелепые, подставы всё-таки имели смысл, – ответил полковник. – Если бы мы клюнули и послали на встречу своего человека, значит, раскрыли бы его принадлежность к разведке. А это грозило нашему дипломату скандальной высылкой из страны пребывания и делало его на долгие годы невыездным.
По словам Сергея Александровича, не доверяли «инициативникам», то есть людям, предложившим свои услуги разведке по собственной инициативе, не только мы, но и американцы. Самый известный случай связан с начальником контрразведки ЦРУ Джеймсом Энглтоном, который в 60–70-е годы прошлого века просто помешался на бдительности и подозревал в двойной игре буквально всех.
А самой знаменитой жертвой этого маньяка стал советский перебежчик Юрий Носенко. Офицер Второго главка КГБ СССР (контрразведка), сын министра судостроения, он добровольно перешёл к противнику и изъявил желание сотрудничать с ЦРУ. Однако Энглтон, заподозрив подвох, стал с пристрастием допрашивать перебежчика, и длился этот кошмар ни много ни мало четыре года и восемь месяцев. Большую часть этого времени Носенко держали в бетонном подвале, пичкали психотропными средствами, лишали пищи и сна – словом, применяли чисто гестаповские методы. И всё ради чего? Чтобы добиться признания в нечестной игре. В результате искалечили «инициативнику» жизнь, но так и не раскололи предполагаемого двойного агента.
Сейчас «инициативники» по примеру Сноудена предпочитают сначала использовать Интернет. Легче всего найти электронный адрес зарубежного корпункта какой-либо российской газеты. Вот и сыплются по электронке нашим собкорам заманчивые предложения от мнимых спецагентов.
…Мы допили отвар шиповника. Сергей Викторович предложил пойти погреться в сауну. Уже в парилке я спросил его:
– А может, зря вы отметаете последователей Сноудена? Вдруг среди мошенников и авантюристов найдутся такие же идеалисты, как Эдвард Сноуден или Джулиан Ассанж? Они ведь, как когда-то Че Гевара, гнались не за деньгами и славой, а просто хотели улучшить наш мир.
Сергей Викторович с ироничной улыбкой посмотрел на обозревателя «АН»:
– Я не верю в манну небесную. И в поддавки не играю. Такие люди, как Че Гевара, Джулиан Ассанж и Эдвард Сноуден, не появляются каждый день.