Сенсационные разоблачения бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена всколыхнули волну интереса к самой засекреченной области разведки – радиоэлектронной. После каждой публикации на эту тему редакция получает много откликов. Недавно звонили с одного из федеральных телеканалов и просили помочь в съёмке часового фильма о радиоэлектронном шпионаже. Обозреватель «АН» сразу же вспомнил о другом телефонном звонке.
Когда снимут фильм о радиоразведчике?
На публикацию о выставке, посвящённой юбилею советской фронтовой контрразведки СМЕРШ («Смерть шпионам»), мы получили немало писем и телефонных звонков. Связался с редакцией и профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, доктор исторических наук Юрий Петрович Кожаев. Он предложил встретиться и рассказать о своём друге – живом смершевце, специалисте высшей квалификации в радиоразведке Алексее Егоровиче Голубеве. По его словам, это уникальный человек, достойный и газетной статьи, и телевизионного фильма.
В силу преклонного возраста сам фронтовик не смог приехать на эту встречу. От его имени профессор Кожаев подарил нашей редакции книгу воспоминаний Голубева.
Юрий Петрович очень тепло рассказывал о своём старшем товарище. После войны Алексей Голубев с отличием окончил Московский педагогический институт, впоследствии защитил диссертацию, стал кандидатом исторических наук, доцентом. Он много работал с иностранными студентами, в частности, стоял у истоков создания и первых лет работы Университета дружбы народов имени П. Лумумбы. В конце 1990-х был первым проректором Московской финансово-юридической академии. Им опубликовано несколько монографий и книг, десятки научных статей. За ратный и трудовой подвиг А.Е. Голубев награждён орденами и медалями нашей страны и ряда зарубежных государств.
Сам Алексей Егорович охотно рассказывает, как в сентябре 1941‑го ещё мальчишкой, прибавив себе годков, ушёл добровольцем в истребительный батальон. А вот о дальнейшей службе в радиоразведке СМЕРШа говорит скупо. Ссылается на пожизненную подписку о неразглашении военной и государственной тайны.
Действительно, некоторые операции этой легендарной фронтовой контрразведки рассекретили лишь недавно. СМЕРШ – самая эффективная спецслужба во время Второй мировой войны. С 1943 г. до окончания войны одних только радиоигр было проведено 186. В ходе них на нашу территорию удалось вывести свыше 400 кадровых сотрудников и гитлеровских агентов, захватить десятки тонн грузов. Главное – получилось ввести в заблуждение противника и даже сорвать планы покушения на руководителей страны.
Справка «АН»
Радиоэлектронная разведка (РЭР) – дисциплина сбора разведывательной информации на основе приёма и анализа электромагнитного излучения (ЭМИ). Она использует как перехваченные сигналы из каналов связи между людьми и техническими средствами, так и сигналы работающих радиолокационных станций (РЛС), станций радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и тому подобных устройств и ведётся в диапазоне длин волн от единиц микрометров до десятков тысяч километров. По своим особенностям радиоэлектронный шпионаж относится к техническим видам разведки.
Как Сталина спас «Туман»
Идея вступить в эту радиоигру возникла после того, как разведывательно-диверсионный орган гитлеровской разведки «Цеппелин» попытался организовать покушение на Сталина. Замысел такого теракта принадлежал лично Гитлеру. В своих мемуарах бывший начальник 6-го Управления Главного управления имперской безопасности нацистской Германии Вальтер Шелленберг писал, что летом 1944 г. его вызвaл к себе Риббентроп. Ссылаясь на поручение Гитлера, он предупредил о строгой секретности плана, заявив, что кроме них об этой акции знают ещё только сам фюрер, Борман и Гиммлер.
Из рассекреченных документов известно, что убить советского вождя фашистские спецслужбы поручили Петру Таврину – матёрому рецидивисту, настоящая фамилия которого Шило.
Ему изготовили документы на имя Героя Советского Союза, майора, замначальника отдела контрразведки СМЕРШа 39-й армии 1-го Прибалтийского фронта. Его радистка – Шилова стала младшим лейтенантом того же отдела.
Для переброски Таврина через линию фронта использовали специально изготовленный на заводе «Мессершмитт» самолёт «Арадо-232», предназначенный для ночных полётов и высадки разведгрупп в глубоком советском тылу на любую неподготовленную площадку. Под фюзеляжем самолёта были смонтированы 12 пар катков-гусениц с каучуковым покрытием, что позволяло ему садиться даже на болоте.
В ночь на 5 сентября 1944 года Таврина и Шилову перебросили в Кардымовский район Смоленской области, за 360 километров от столицы, у шоссе Москва – Минск. Лётчики плохо сориентировались в темноте и выбрали неудачную площадку. Самолёт потерпел аварию и улететь не смог. Сразу после посадки из самолёта выкатили мотоцикл, на котором Таврин и Шилова уехали. Опасаясь привлечь внимание, немецкие лётчики в нарушение инструкции самолёт не взорвали. Вскоре их поймали, за исключением одного, убитого в перестрелке.
Спустя некоторое время Таврин и Шилова тоже были арестованы и доставлены в Москву. О неудавшемся покушении было доложено лично Сталину. Тогда же приняли решение начать с немцами новую радиоигру.
Уже 27 сентября 1944 г. под контролем советской контрразведки Шилова передала в эфир первую радиограмму. Важно было создать у руководства немецкой разведки видимость успешных действий Таврина. Убедить гитлеровцев в том, что ставка на него может оправдаться. И тем самым удержать германскую разведку от иных попыток устранить Сталина. Радиоигра «Туман» продолжалась до самой капитуляции Германии.
Сказ про ОСНАЗ
После войны и расформирования СМЕРШа Алексей Голубев служил в радиоразведке ОСНАЗ. Секретная работа проходила на территории ряда зарубежных стран. В своих воспоминаниях Алексей Егорович, конечно, не раскрывает все тайны этой деятельности. Более подробно о работе осназовцев написал в ряде своих публикаций коллега обозревателя «АН» Сергей Осипов.
Во времена холодной войны сеть радиоперехвата и пеленгации была развёрнута вдоль всей границы со странами НАТО, Японией и Китаем. Всех наших потенциальных противников подслушивали тысячи людей на сотнях объектов. Эта сила называлась, да и сейчас называется ОСНАЗом, или Радиотехническими войсками особого назначения.
С 1981 по 1983 г. Сергею Осипову довелось служить в ОС‑НА‑Зе сухопутных войск на территории Германской Демократической Республики в 82-й Варшавской Краснознамённой ордена Александра Невского отдельной радиотехнической бригаде.
По штату дивизии в Советской армии полагалась рота радиоразведки, армии – батальон. Группе советских войск в Германии (ГСВГ) была придана плюс к этому отдельная бригада ОСНАЗа. Она располагалась в городке Торгау,известном своим замком Хартенфельс XVI века и тем, что в 1945 г. там произошла знаменитая встреча на Эльбе.
Г-н Осипов вспоминает об интересных случаях. Например, подходит к нему как-то солдатик и говорит:
– Послушай, у меня что-то странное. Евреи какие-то.
– Почему евреи?
– Они все время повторяют: «Абрамы, Абрамы. Три Абрама пошли туда, два Абрама пошли сюда».
При более внимательном прослушивании выяснилась интересная вещь: «Абрамы» оказались новейшими на тот момент американскими танками М-1 «Абрамс». Это был первый зафиксированный радиоразведкой случай появления новой техники на Центрально-Европейском ТВД. Из-за этой информации сержант ОСНАЗа Осипов поехал в отпуск в СССР, что по меркам службы в ГСВГ было высочайшим поощрением для срочника.
По словам профессора Кожаева, о своих наградах за службу в ОСНАЗе Алексей Голубев до сих пор рассказывает скупо. Но, глядя на внушительный наградной «иконстас» на его груди, понимаешь, что он там служил не зря. Впоследствии в этой же части ОСНАЗа, где с 1946 по 1951 г. служил дед, проходил воинскую службу его внук. Так появилась целая династия «слухачей»-осназовцев.
И сейчас в России электронному шпионажу уделяется первостепенное внимание. Давно ушли в прошлое на подслушивающих постах частей особого назначения (ОСНАЗа) громоздкие катушечные магнитофоны и простые карандаши для быстрой записи текста. Из двадцати триллионов рублей, выделяемых на перевооружение армии и флота, более 900 млн. хотят выделить на разработку многопозиционной спутниковой системы разведки «Акварель». Проект рассчитан на период не менее пяти лет. Как пишут в прессе, конкурс на разработку основы этой системы выиграл Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени Берга (ЦНИРТИ).
Специалисты говорят, что «Акварель» станет самой грандиозной разведывательной системой России за всю историю. По техническому заданию наземных приёмо-передающих станций должно быть не менее пяти. Они расположатся от Калининграда до Камчатки. Позже к ним подключатся другие перспективные системы и военные спутники радиолокационной, радиотехнической и видовой разведки.
Ведь «Акварель» – это лишь часть космической палитры, которую сейчас создают на предприятиях российского оборонного комплекса. Самые крутые разработки радиоэлектронной разведки по понятным соображениям держатся пока в строжайшем секрете.