Эдвард Сноуден продолжает делать всё новые и новые разоблачения. На днях из предоставленных им документов стало известно, что сотрудники сверхсекретного Агентства национальной безопасности США позволяли себе собирать материалы на объекты собственного интимного интереса, сообщает The Wall Street Journal. Попросту говоря, вместо террористов следили за своими неверными жёнами, любовницами и любовниками. И всё это делали в рабочее время за счёт налогоплательщиков.
Об использовании служебного положения и возможностей разведки в личных целях обозреватель «АН» попросил рассказать своего давнего знакомого, ветерана советской и российской разведки Виктора Петровича ПОНОМАРЁВА.
Секретная база
Уютная дача Виктора Петровича не удивляла генеральскими размерами. Деревянный домик с мансардой, рядом небольшая русская банька у пруда. После парилки расположились на крохотной веранде.
– Тесновато у нас, – разливая по чашкам иван-чай, заметил хозяин. – Но не зря в народе говорят: трудами праведными не наживёшь палат каменных. Разведчики никогда много не зарабатывали.
– Это было раньше, – не согласился со старым разведчиком обозреватель «АН». – А нынешние Джеймсы Бонды и Штирлицы попадают даже в знаменитый список журнала «Форбс». Слышали, про новые разоблачения Эдварда Сноудена?
Увидев удивлённое лицо Виктора Петровича, я стал пересказывать последние публикации западной прессы. Оказывается, электронным шпионажем в личных интересах занимаются не только американские сотрудники спецслужб. Великобритания тоже располагает секретной базой на Ближнем Востоке. Её персонал занимается перехватом сообщений электронной почты, которые исходят из арабских стран. Основное внимание не к террористам из «Аль-Каиды», а к нефтяной проблеме. После расшифровки британцы делятся информацией со своими коммерческими партнёрами не только в Англии, но и в США. И за это получают от бизнесменов немалое вознаграждение. Информация об этой секретной базе содержится в данных, которые передал журналистам The Independent бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден.
Шпионская база была создана после прямого распоряжения министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда. Он позволил британским спецслужбам перехватывать данные, которые передаются по оптоволоконным кабелям всего мира, включая Ближний Восток.
Оператором базы является британский Штаб правительственной связи. Сотрудники базы могут перехватывать любые сообщения, которые передаются по оптоволоконным кабелям. Они лежат на дне моря в районе расположения базы. Документ, подписанный Милибэндом, позволяет британским спецслужбам перехватывать информацию о «политических намерениях иностранных держав» и серьёзных финансовых сделках в нефтяной сфере.
Все данные расшифровываются на базе, а затем сохраняются на особых компьютерах – «буферах». После расшифровки и первичной обработки данные поступают в главное управление Штаба правительственной связи. Кстати, недавно два офицера этой секретной спецслужбы посетили редакцию британской газеты и пытались изъять из компьютеров материалы, переданные Сноуденом. Ничего не обнаружив, в бессильной злобе они поломали несколько жёстких дисков и посоветовали журналистам «заканчивать эти игры», иначе «одним налётом авиации дело не закончится».
За что они ненавидят Сноудена
Виктор Петрович открыл баночку ежевичного варенья. В ответ на мой рассказ он заметил:
– Сноуден наступил кое-кому на больную мозоль, рассказав о шкурных интересах. Такое нигде и никогда не прощается. Ведь одно дело подслушивать и подсматривать в интересах безопасности государства и его граждан, а другое – шпионить на личный карман.
Пономарёв в качестве примера привёл американскую компанию под названием Booz Allen Hamilton, где до побега работал Сноуден. Её сотрудники становятся руководителями разведслужб, а бывшие руководители разведслужб становятся сотрудниками Booz Allen. Они делают всё то, что должна делать разведка, и получают по самому высокому тарифу. В прошлом году они имели пять миллиардов долларов из бюджета, зарплата босса составила около трёх миллионов в год, считая премиальные. Вот так на Западе Джеймсы Бонды становятся миллионерами.
В ответ обозреватель «АН» привёл другое новое разоблачение Эдварда Сноудена. Как стало известно из предоставленных им документов, Агентство национальной безопасности (АНБ) США выплатило многомиллионные суммы компаниям, которые участвовали в программе PRISM по слежке за пользователями Интернета. Об этом пишет The Guardian.
По данным издания, выплаты получали Google, Yahoo, Microsoft и Facebook. The Guardian отмечает, что обнародованные документы стали первым подтверждением финансовых отношений АНБ и интернет-компаний.
– Смычка западных спецслужб с гигантами Интернета для нас давно секрет Полишинеля, – заметил Виктор Петрович. – А вот то, что они совместно пилят деньги налогоплательщиков и при этом не забывают и о своих карманах, – это действительно новое и интересное. Впрочем, о своих личных интересах шпионы пеклись и раньше. Но сор из избы, кроме Сноудена, никто не выносил.
Подельники Чубайса
Хозяин дачи подлил в чашку гостя травяного чая. Потом достал папку с бумагами и предложил:
– Хотите расскажу не такую уж давнюю историю? В окружении Анатолия Борисовича Чубайса в качестве советников работали кадровые сотрудники ЦРУ США. Об этом, кстати, публично и президент Путин заявлял. По возвращении в США их привлекали к суду за то, что они в нарушение законов своей страны обогащались в ходе приватизации в России. Хотя и не имели на это права, как действующие офицеры разведки.
По словам Виктора Петровича, суд доказал вину Андрея Шлейфера и Джонатана Хэя и вынес приговор по делу №00-CV-11977-DPW.
Пономарёв стал зачитывать материалы обвинения:
«Шлейфер и Хэй всячески способствовали проведению залоговых аукционов. Эта программа в настоящее время (суд проходил в 2005 г. – Прим. ред.) повсеместно признана чрезвычайно коррумпированной схемой, когда акции наиболее ценных российских компаний перешли в руки олигархов. Американские эксперты готовы предоставить свидетельство, что эта программа нанесла особый вред переходу России к рынку, – говорится в обвинительном заключении американского суда. – Они настояли и всячески поддержали быструю приватизацию компаний. Причём делали это при отсутствии какой-либо финансовой инфраструктуры, которая позволила бы обеспечить некоррупционное распределение ресурсов на благо населения России».
Сделав несколько глотков чая, старый разведчик продолжил зачитывать документ:
«Шлейфер и Хэй настояли на том, чтобы поставить во главе гарвардской программы (разработанная в Гарвардском университете США программа приватизации и создания рынка ценных бумаг в РФ. – Прим. ред.), осуществлявшейся на деньги USAID, Анатолия Чубайса, несмотря на тот факт, что Чубайс являлся главным архитектором коррупционных залоговых аукционов, включая приватизацию нефтяных компаний, в которых Шлейфер имел акции и которые он заставил включить в программу приватизации».
Суд признал, что кадровые сотрудники ЦРУ наживались и плодили коррупцию, используя команду российских приватизаторов. Именно они рекомендовали зарубежным хозяевам кандидатуру «главного приватизатора всея Руси». Из материалов независимого суда следует, что Чубайса продавили – фактически назначили – американцы.
Здесь, как и в случае с обнародованием откровений Сноудена, все обо всём догадывались, но одно дело догадываться и совсем другое – иметь фактическое подтверждение из авторитетного источника. И не суть важно в этом случае, реализовывал Чубайс интересы США или просто не мешал шпионам-коррупционерам делать свой маленький бизнес.
Воины не должны быть торговцами
Чай был выпит, варенье съедено. Но оставалась недосказанность. И обозреватель «АН» решился на каверзный вопрос:
– А разве наши Штирлицы никогда не путают личную шерсть с государственной? Злые языки говорят, что многие миллиардеры в России – это выходцы из разведки. В качестве примера указывают на банкира Александра Лебедева и тульского губернатора Владимира Груздева.
Пономарёв на этот раз не стал ни спорить, ни соглашаться:
– Но это скорее исключение, чем правило. Ведь в список журнала «Форбс» они попали уже после увольнения из СВР.А насчёт переплетения своих шкурных интересов с государственными очень хорошо написал в своей знаменитой статье Виктор Васильевич Черкесов. Он был первым замом у Путина в ФСБ, возглавлял Госнаркоконтроль, сейчас депутат Госдумы от КПРФ.
Виктор Петрович достал из папки газетную вырезку и прочитал:
«Каста разрушается изнутри, когда воины начинают становиться торговцами. Кем бы ни хотели быть чекисты – силой, которая выводит страну на новые открытые горизонты, или системой, обеспечивающей через закрытость какой-то вариант социальной стабилизации, мы должны беречь нормы в своей среде. А те, кто обнаруживает, что его подлинное призвание – это бизнес, должны уйти в другую среду. Не пытаться оставаться одновременно и торговцем, и воином. Так не бывает. Тут либо – либо».
В ответ обозреватель «АН» вспомнил слова бывшего руководителя Службы внешней разведки России генерала армии Сергея Лебедева: «Сейчас, на мой взгляд, мы получаем достаточно для того, чтобы разведчик мог содержать на должном уровне семью, нормально одеваться и питаться. Но если к нам приходит кандидат и сразу начинает разговор с денег, то мы говорим ему, что он пришёл не по адресу».