Аргументы Недели → Шпионаж № 30(372) от 08.08.2013

Приговоры за измену

Как наказывают за предательство в США и России

, 18:05 ,

Измена считается одним из самых тяжких преступлений. Не зря великий Данте в «Божественной комедии» поместил изменников в последнем, 9-м, кругу ада, предназначенном для самых ужасных преступников. В его произведении их грызёт сразу тремя своими пастями царь зла Люцифер.

Кого сейчас можно считать предателями? Какие приговоры выносят суды за помощь врагу? Ответы на эти и другие вопросы обозреватель «АН» попытался получить у ветерана советской и российской контрразведки Владимира Николаевича СМИРНОВА.

Сноуден не хочет судьбы Мэннинга

Несмотря на весьма преклонный возраст, Владимир Николаевич бодр и по-спортивному подтянут. Полковник в отставке живо интересуется последними новостями.

– Правда ли, что получивший у нас временное убежище Эдвард Сноуден уже разгуливает по Красной площади и даже посетил Мавзолей В.И. Ленина? – первым спрашивает меня Смирнов.

– Газетные утки, – пренебрежительно машу рукой. – Фотографий бывшего цэрэушника на Красной площади нет. Мавзолей на ремонте. На Западе многие считают, что Сноудена сейчас допрашивают в подвалах Лубянки.

Теперь недоверчиво усмехается старый контрразведчик:

– Вы тоже верите в мифы про страшные подвалы Лубянки? Там уже давно только склады с разным имуществом расположены. И знаменитая «внутрянка» – внутренняя тюрьма КГБ – закрыта ещё в прошлом веке. Расскажите лучше, когда закончится суд над Брэдли Мэннингом? Жалко молодого парня. Сколько ему дадут? Как и Сноудена, я не считаю его предателем. Ведь они не сотрудничали с иностранными разведками, а безвозмездно сообщали СМИ правду, пусть и секретную.

– Судебный процесс должен завершиться 23 августа, – отвечаю Владимиру Николаевичу. – Какой приговор вынесет женщина-судья с погонами полковника рядовому американской армии, неизвестно. Пока она отвела главное обвинение – помощь врагу. За это информатору знаменитого Ассанжа грозило пожизненное заключение. Но и теперь по двадцати пунктам обвинения прокурор требует для Мэннинга 136 лет тюрьмы.

– Даже если судья сжалится и даст ему только половину запрашиваемого срока, всё равно это пожизненное, – говорит Смирнов. – Такая же судьба ждёт в Америке и Сноудена.

Где наказывают строже?

– В США и сейчас во многих штатах не отменена смертная казнь, – замечаю в ответ. – Правда, в прошлом она применялась чаще. Вспомним печальную судьбу супругов Розенберг. Их казнили 19 июня 1953 г. на электрическом стуле за сотрудничество с советской разведкой. Якобы они выдали секрет американской атомной бомбы.

– С тех пор прошло ровно 60 лет, – задумчиво произнёс ветеран. – Нравы немного помягчали. В Америке за предательство дают пожизненное, у нас – максимум 25 лет.

Смирнов начал приводить примеры.

Олдрич Эймс. Работал в ЦРУ с 1961 г., занимал важные посты в советско-восточноевропейском отделе и контрразведывательном центре. Завербован советской разведкой в 1985 году. Сообщил в Москву не менее чем о 25 агентах ЦРУ, лишив американские спецслужбы многих ценных источников информации в СССР, и получил за это от Москвы 4,6 млн. долларов. От американской Фемиды – пожизненный срок.

Роберт Хансен. Трудился в ФБР с 1972 г., занимался борьбой с иностранными разведчиками, работавшими в США. Сам предложил свои услуги советским спецслужбам в 1985 году. Выдал ряд агентов и массу иной секретной информации (в том числе о тоннеле, прорытом ФБР под посольством СССР для сбора данных), получив 1,4 млн. долларов. Арестован в феврале 2001 года. Осуждён на пожизненное заключение.

Этой весной военный полицейский с Аляски Уильям Колтон Миллэй был приговорён к 16 годам лишения свободы лишь за попытку передачи секретов американской армии агенту ФБР под прикрытием. Контрразведчик выдавал себя за матёрого «российского шпиона». Как утверждает следствие, незадачливый коп клюнул на эту удочку и пытался продать «русскому дипломату» сверхсекретную информацию о самолёте F-22.

В ответ обозреватель «АН» процитировал заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина.В своём блоге тот выразил сожаление по поводу, на его взгляд, слишком мягкого приговора инженеру Александру Гнитееву, выдавшему иностранным разведкам секреты ракеты «Булава».

Рогозин считает, что дали мало. В своём блоге он написал, что за предательство надо давать не восемь лет, а восемьдесят. Ведь за 50 тыс. долларов Александр Гнитеев, работник НПО «Автоматика» имени академика Семихатова, выдал секретов ракеты «Булава» аж на 500 миллионов баксов.

От российского, самого гуманного суда в мире, кроме восьми лет колонии строгого режима и денежного штрафа в 100 тысяч рублей, Гнитеев приговорён к дополнительному ограничению свободы сроком на один год с запретом на смену места жительства и выезд за пределы муниципалитета без официального разрешения. Сделано это, чтобы после отсидки в колонии не сразу смылся за границу. Но ведь «Булава» на вооружении будет стоять не один год.

Как у нас миловали предателей

Во времена СССР за малейший намёк на шпионаж давали высшую меру – расстрел. И народ боялся Родину предавать. А что сейчас?

Отец Потеева, танкист, Герой Советского Союза, наверное, в гробу как вентилятор вертится от ярости из-за измены сына. А предатель-сынок преспокойно живёт в Америке и плевать хотел на заочный приговор.

Так же как и другой изменник Родины – генерал Калугин, благоденствует и предатель Владимир Поташов. Он живёт в США на пособие от американского правительства как «лицо, пострадавшее в результате сотрудничества с ЦРУ».

Поташов нанёс СССР убытков на десятки миллиардов долларов. Именно он своевременно известил американцев о создании в структуре Министерства обороны СССР нового подразделения – Космического командования. Сообщил о причинах отсрочки запуска советского космического корабля многоразового использования. Выдал ЦРУ много стратегических секретов. И за это постоянно просил у своих кураторов из Лэнгли денег. Неспроста – завёл аж пять любовниц, требовавших дорогих шуб, золотых украшений, развлечений в злачных местах Москвы...

Жадность в конце концов и сгубила фраера-шпиона. Из кабинета директора института агент ЦРУ похитил справочник правительственной связи, наивно полагая, что сорвёт за него баснословный куш. Но исчезновение документа, имевшего гриф «Для служебного пользования», привело к началу тщательного расследования. В результате советские контрразведчики и вышли на Поташова.

Несмотря на то что Поташов нанёс нашей стране огромный урон, по высочайшему повелению Михаила Горбачёва он не был расстрелян, а приговорён лишь к 13 годам лишения свободы. Спустя шесть лет, в 1992 году, бывшего старшего научного сотрудника уже Ельцин выпустил по амнистии. Он тут же получил загранпаспорт, американскую визу и отбыл за океан.

В современной России предательство становится всё менее наказуемым. Если лет 25 назад за это грозила «вышка», то теперь – сроки, причём нередко сравнимые с наказанием за кражу, скажем, мешка муки.

20 апреля 1998 г. суд Московского военного округа приговорил сотрудника ГРУ подполковника Владимира Ткаченко к трём годам заключения. Он входил в группу офицеров ГРУ, продавших израильской разведке «Моссад» около 200 секретных документов. Ранее два года условно получил другой член группы – подполковник Геннадий Спорышев. А организатор торговли секретами отставной полковник ГРУ Александр Волков, дома у которого сыщики изъяли 345 тыс. долларов, вообще проходил на суде как свидетель.

В 1992 г. был арестован подполковник ГРУ Вячеслав Баранов. В 1985-м он был направлен на работу в Бангладеш. В 1989 году завербован ЦРУ – принял вербовочное предложение американцев на условиях выплаты ему единовременного вознаграждения в 25 тыс. долларов, а также 2 тыс. долларов ежемесячно. Получил псевдоним Тони. Рассказал ЦРУ о составе и структуре ГРУ и о резидентах ГРУ и ПГУ в Бангладеш. Затем вернулся в Москву и с 1990 г. искал для американцев информацию о бактериологических препаратах, имеющихся в распоряжении ГРУ. Пытался выехать из страны по фальшивому паспорту в Вену. В августе 1992 г. при прохождении пограничного контроля был арестован. При допросах дал признательные показания. В 1993 г. его приговорили к шести годам тюрьмы. Выпущен на свободу досрочно.

Справка «АН»

Александр Сыпачёв Московским окружным военным судом (МОВС) признан виновным в покушении на госизмену и приговорён к 8 годам. Он был пойман при попытке передать секретные сведения представителям ЦРУ.

11 июня 2003 года МОВС дал бывшему замначальника 1-го отдела управления контрразведки СВР Александру Запорожскому 18 лет лишения свободы. Экс-полковник с 1995 г. работал на ЦРУ. В июле 2010 г. он был передан США в рамках обмена на российских нелегалов.

5 марта 2011 года Мосгорсуд осудил на 18 лет полковника Минобороны в отставке, бывшего сотрудника Минатома и МЧС Андрея Хлычева за передачу американским спецслужбам сведений о российских ядерных программах.

27 июня 2011 года МОВС заочно приговорил заместителя начальника отдела СВР полковника Александра Потеева, бежавшего из России, к 25 годам. Он сдал американцам группу из десяти российских агентов-нелегалов в июне 2010 года.

10 февраля 2012 года Третий окружной военный суд Московской области приговорил к 13 годам старшего инженера-испытателя космодрома «Плесецк» подполковника Владимира Нестерца, передававшего ЦРУ информацию об испытаниях российских стратегических ракетных комплексов.

6 июня 2012 года Московский окружной военный суд за измену дал 18 лет лишения свободы 61-летнему полковнику ФСБ РФ в отставке Валерию Михайлову.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram