Уже давно не секрет, что основными хозяевами в космосе являются военные. Поэтому 12 апреля – День космонавтики – главный праздник в году не только в Звёздном городке, Байконуре или Плесецке, но и в подмосковном Краснознаменске. Здесь в сверхсекретном Центре управления нашими спутниками-разведчиками работают офицеры космической разведки.
Накануне звёздного праздника обозреватель «АН» встретился со своими старыми знакомыми, бывшими сотрудниками Главного центра испытаний и управления космическими средствами.
Штаб «звёздных войн»
В этот вечер в подмосковном кафе собрались только свои. Отмечали юбилей одного из ветеранов Космических войск. Несмотря на свои 70 лет, Юрий Антонович держался бодро и щедро сыпал шутками и анекдотами.
– Что на самом деле нашли американцы на Луне? – хитро улыбаясь, спросил он меня. И сам же ответил: – Пустые пачки из-под папирос «Беломорканал». Капитану Иванову за оставленный космический мусор объявлен выговор.
После третьего тоста космические разведчики ударились в воспоминания о службе. А у обозревателя «АН» всплыли в памяти эпизоды первого посещения Краснознаменска. Тогда с большим трудом удалось добиться разрешения начальника Генерального штаба на посещение сверхсекретного Центра – российского штаба «звёздных войн».
…Полчаса неспешной езды от западной окраины Москвы, и мы вместе с сопровождающим офицером уже в Краснознаменске. После тщательных проверок на нескольких КПП подкатываем к двухэтажному зданию. Меньше всего оно похоже на секретный военный объект. На первый взгляд скорее смахивает на дом культуры в небольшом подмосковном городке. Ни колючей проволоки, ни вышек с часовыми, ни грозных надписей: «Не приближаться! Военная зона».
Не скрываю разочарования от сопровождающего. Ведь ожидал увидеть что-то похожее на «ядерный бункер», который ни атомная бомба, ни стратегическая ракета не возьмёт. А тут почти сельский клуб. Неужели отсюда можно руководить «звёздными войнами»?
Заходим в просторное фойе. Здесь всё сияет свежей краской. Как сказали по секрету драившие пол солдаты, евроремонт сделали совсем недавно, ждут высоких гостей – министра обороны и, возможно, самого Верховного главнокомандующего.
По широкой лестнице поднимаемся на второй этаж. И тут наконец-то стало похоже на декорации съёмок научно-фантастического боевика. В полутёмном зале на огромном телевизионном экране вокруг нашей планеты кружились различные спутники. На цифровые табло непрерывно выдавалась какая-то таинственная информация. Пальцы офицеров-операторов так и порхали над клавиатурой компьютеров.
Перигей и сапогей
Своё космическое хозяйство в тот день показывал сам начальник Центра. Увидев его, с кресла вскочил молодой бравый полковник. Он отчеканил несколько шагов и отрапортовал:
– Товарищ генерал! Орбитальная группировка в количестве… космических объектов находится в состоянии постоянной боевой готовности. За время моего дежурства происшествий не случилось…
Глядя на образцовую строевую выправку начальника дежурной смены, никогда не подумаешь, что полковник большую часть своего служебного времени проводит не на плацу, а за компьютером. Но местные остряки позднее нас заверили, что в перигее и апогее каждый офицер Космических войск разбирается не хуже, чем в портупее и сапогее. Тупиц и солдафонов в Главном центре испытаний и управления космическими средствами не держат.
Вот и сейчас в кафе ветераны рассказывают такую историю. После запуска из-за сбоя в компьютерной программе была потеряна связь с новейшим спутником-разведчиком. Если её срочно не восстановить, то сверхсекретный орбитальный объект превратится в космический мусор. Почти сутки не вставал со своего рабочего места нынешний юбиляр. Всё «колдовал» над «глюкнувшей» программой. В результате «мозгового штурма» он и другие специалисты Центра всё-таки восстановили управление спутником. Тем самым офицеры сохранили России 46 млн. долларов. В награду им выдали премию – каждому по месячному окладу.
Справка «АН»
И сегодня мы ещё можем гордиться гагаринским наследством. Россия очередной год подряд удерживает первое место по общему количеству космических запусков. Мы отправляем на орбиту четыре пилотируемых корабля и пять «грузовиков» в год. Пока наши космические аппараты разведки гораздо дешевле и эффективнее «закордонных». Во многом и поэтому американцы денег на космическую разведку тратят в двадцать раз больше. Так, чтобы получить снимки лагерей афганских талибов, США пришлось запустить несколько спутников разведки типа «Лакросс», стоимость которых достигает 1,25 млрд. долларов. Причём продолжительность жизни этих спутников-шпионов, летающих на низких высотах, колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет.
Россия – не Верхняя Вольта с ракетами
За праздничным столом никто не стеснялся резать правду-матку. И тон в разговоре снова задавал юбиляр. Он рассказал новый анекдот про челябинский метеорит.
– Нужна система слежения за угрозой из космоса, – заявил после падения на Урале крупного космического тела отвечающий в правительстве за оборонку Дмитрий Рогозин. В ответ командующий Космическими войсками бодро отрапортовал:
– Так точно! Теперь на крышах дежурить будем! Будем хватать метеориты щипцами и кидать в ящик с песком.
Потом пошёл вполне серьёзный разговор о проблемах земных и космических. Ветераны вспоминали советские времена, когда мы были первыми в космосе. А я рассказал им о своей последней поездке на космодром на запуск именного корабля «Юрий Гагарин». Меня больше всего восхитил даже не старт очередного «Союза», а как хорошо строили в советские времена! Причём не зэки (на «Байконуре» их никогда не было), а офицеры и солдаты Спецстроя. В пятидесятые годы прошлого столетия они вырыли, как тогда говорили, «самую большую яму в мире глубиной сорок пять метров». Её залили особо прочным бетоном. Со знаменитого гагаринского старта уже запустили около 500 космических аппаратов. А первоначально он был рассчитан лишь на 24 пуска.
Но теперь, ещё по решению бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, в Петербурге уничтожается Военный инженерно-технический университет (ВИТУ) – единственный в стране вуз, который готовит специалистов по созданию космодромов, военно-морских баз, а также объектов базирования ракет, самолётов, систем дальнего обнаружения и командных пунктов. В прошлом номере наша газета выступила против этого государственного преступления.
Космические разведчики горячо поддержали позицию «Аргументов недели». Они кляли сердюковщину как наследие и отрыжку ельцинской эпохи. Тогда Россия быстро деградировала и превращалась в этакую колонию наподобие африканской Верхней Вольты. Только со старыми ракетами. Новой техники катастрофически не хватало.
Сейчас, хотя и не без огрехов и перекосов, всё потихоньку выправляется. Космические войска ежегодно получают из промышленности 6–8 космических аппаратов различного назначения. В боевой состав введены оптико-электронный комплекс «Окно», радиолокационная станция «Волга». Они значительно повысили качество контроля космического пространства.
Ветераны особо отметили начало лётных испытаний перспективных космических комплексов и систем. Например, таких как «Рокот», «Стрела», модернизированная ракета-носитель «Протон-М», разгонные блоки «Бриз-М» и «Фрегат»…
С особой гордостью говорили они и о наших спутниках фотосъёмки. Так, если американские космические шпионы «Кихоул-11», три из которых с 1996 года постоянно «висят» над территорией России, делают снимки с разрешением до 80 сантиметров, то российские спутники-разведчики почти вдвое лучше. Не зря же израильская разведка «Моссад» старалась любыми, даже незаконными, способами достать фотографии территории ближневосточных государств, сделанные из космоса россиянами, а не американцами. Ведь на наших фото видны даже номера машин.
Сверхсекретная тайна из тайн
Получателем уникальной информации со «спутников в погонах» является Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооружённых сил РФ. Это одна из самых засекреченных спецслужб мира. Но и в её составе Управление космической разведки – тайна из тайн. Его упоминание кодируется даже в секретной переписке. Например, штаб-квартира этого ведомства, расположенная на Волоколамском шоссе Москвы, обозначена как объект «К-500». А система «Дозор», обрабатывающая информацию, поступающую со спутников-разведчиков, и находящаяся в новом здании ГРУ на столичной улице Зорге, названа – объект «К-200»…
Современные спутники-разведчики – и наши, и американские – могут разглядывать Землю с разрешающей способностью, позволяющей регулировать уличное движение. «Американские ястребы» ещё в разгар холодной войны, отстаивая тезис о необходимости господства в космосе, похвалялись, что новейшие спутники-шпионы США уже позволяют определить число и величину звёзд на погонах наших офицеров. Впрочем, мои собеседники в Краснознаменске только посмеялись над этим бахвальством.
Специалисты отметили, что самое революционное в технике космической разведки последних лет – это возможность передачи цветного изображения в реальном масштабе времени. Великие достижения современной видеотехники ныне используются в космической разведке для контроля за самолётами на палубе авианосца, перемещением танков во время локальных военных конфликтов и положением тяжёлых крышек шахтных пусковых установок стратегических ракет. Словом, как поётся в старой военной песне: «Мне сверху видно всё, ты так и знай!»