«Это лучшая реклама ЦРУ». Так отозвались об этом фильме официальные иранские власти и запретили его показывать у себя в стране. Но во многих кинотеатрах мира «Арго» идёт с успехом. Он недаром получил три статуэтки Оскара – высшую награду Американской киноакадемии – и был признан лучшим фильмом года. Обозреватель «АН» посмотрел это кино в компании ветеранов советской и российской разведок.
Провал показали победой
После просмотра мы собрались за дружеским столом. После первого тоста стали обмениваться мнениями о фильме.
– Голливуд не зря называют фабрикой грёз, – сказал полковник в отставке Николай Фёдорович Кузьмин. – Лихо они превратили грандиозный провал американских спецслужб в яркую победу.
В конце 70-х годов прошлого века Кузьмин начинал карьеру разведчика в Тегеране. Он своими глазами видел, как проходил захват американского посольства в Иране. Тогда местные студенты, одним из руководителей которых, говорят, был нынешний иранский президент Ахмадинежад, взяли в заложники 52 сотрудника диппредставительства США в Тегеране. Почти все они были шпионами. Их продержали в плену 444 дня. Иранцы требовали от американских властей выдать им шаха Мохамада Реза Пехлеви, сбежавшего в США.
В фильме «Арго» хорошо показана иранская внутриполитическая обстановка тех дней. Особенно впечатляли кадры с повешенными на строительных кранах «врагами исламской революции». Такая же участь грозила и американским шпионам. Поэтому для освобождения заложников была разработана операция «Орлиный коготь».Она была проведена 24 апреля 1980 года хвалёным спецназом «Дельта».
По плану операции 8 вертолётов со спецназовцами в сопровождении ударных самолётов и заправщиков должны были приземлиться в пустыне в центре страны. В это время другая группа должна была захватить и удерживать заброшенный аэродром неподалёку от Тегерана. На следующий день группа спецназа из тайного лагеря в пустыне должна была добраться на автомобилях до посольства в Тегеране, уничтожить охрану и сесть вместе с заложниками в подоспевшие вертолёты, которые затем долетели бы до захваченного аэродрома, откуда все участники операции были бы эвакуированы на секретную базу в дружественный США Египет.
Но в операции сразу последовали неудачи. При планировании не учли прогноз погоды и не предусмотрели последствия бушевавших в это время года в пустыне пыльных бурь. А они вызвали поломки техники. Из восьми вылетевших на задание вертолётов один бросили в пути из-за повреждения лопасти, ещё один потерялся в пыльной буре и повернул назад. Только шесть достигли временной базы в пустыне.
И тут «Дельту» ждал настоящий провал. Выбранное для временной базы место оказалось оживлённым шоссе. В результате операция была сразу же демаскирована. Не помогла даже профессиональная жестокость. И хотя спецназовцы блокировали междугородный автобус с пассажирами и взорвали проезжавший мимо иранский бензовоз, пассажир которого погиб, но водитель скрылся на попутной машине. Об увиденных американских военных он тут же доложил местным спецслужбам.
А у спецназовцев всё шло наперекосяк. На одном из добравшихся до базы вертолётов обнаружили проблему с гидравликой, после чего было решено отменить операцию и покинуть пределы Ирана. Однако при проведении дозаправки один из вертолётов врезался в самолёт-заправщик, в последующем пожаре погибло восемь членов экипажа. В результате в пустыне были брошены все вертолёты (после чего они перешли к иранцам), трупы пилотов и других членов экипажей, секретная документация по проведению операции. Все выжившие участники операции были эвакуированы на оставшихся вертолётах. Операция «Орлиный коготь» завершилась полным провалом.
Но всё это осталось за кадром фильма «Арго». Такие вроде бы динамичные сцены в пустыне не заинтересовали Голливуд. Режиссёр предпочёл взять лишь один небольшой эпизод из операции по освобождению заложников. И не 52, а всего лишь шести. Правда, показал его мастерски, без привычных киношных стрельбы и секса.
Справка «АН»
В ЦРУ имеется своя система ведомственных наград:
Медаль «За доблестную службу в разведке». Присваивается за службу в условиях повышающегося уровня ответственности или нарастания стратегического столкновения и достигнутые при этом исключительные успехи.
Крест «За заслуги в разведке». За добровольное проявление (или проявления) выдающегося героизма при осознании существующих опасностей и продемонстрированные при этом силу духа и образцовую смелость.
Медаль «За заслуги в разведке». За отличное несение службы или за выдающиеся успехи при выполнении служебных обязанностей.
«Звезда разведчика». За добровольное проявление (или проявления) смелости, совершённое в условиях риска для жизни, или за выдающиеся успехи, или за отличное несение службы в условиях серьёзного риска. Это высшая награда ЦРУ.
Голливудская клюква
Полковник Кузьмин не разделил этого мнения обозревателя «АН». Фильм показался ему развесистой голливудской клюквой, весьма далёкой от правды жизни.
– Американцы даже тут пытаются тянуть одеяло на себя, – сказал Николай Фёдорович. – А на самом деле в Тегеране всё не так было.
– А как?
И Кузьмин начал рассказывать. Оказывается, шестеро американских разведчиков: Роберт Андерс, Марк Лиджек, Кора Эмбурн-Лиджек, Джозеф Стаффорд, Кэтлин Стаффорд и Генри Ли Шатц работали в консульстве, расположенном в отдельном корпусе посольства. Когда иранцы, штурмующие посольство, стали перелезать через стену, две группы дипломатов вышли из здания и направились по тегеранским улицам к британскому посольству. Группа генерального консула Ричарда Морфилда ошиблась с направлением движения и была вскоре захвачена и возвращена в здание посольства. Группа Роберта Андерса, к которой примкнули двое американцев, почти добралась до британского посольства, но наткнулась на громадную толпу участников акции протеста, загородившую им проход. Дом Андерса находился неподалёку, и он пригласил туда остальных. Так началась шестидневная одиссея группы. Сотрудники ЦРУ скитались по разным домам, одну ночь они провели в британской резиденции. Андерс связался со своим старым другом Джоном Шердауном, канадским иммиграционным чиновником, и получил от него приглашение укрыться для всей группы. 10 ноября 1979 года пятеро американцев пришли в резиденцию Шердауна, где кроме Джона и Зены Шердаун их встретил канадский посол Кен Тейлор. Чета Стаффордов поселилась у посла Тейлора и его жены Пат, трое остались у Шердаунов. Две недели спустя к Стаффордам присоединился агент Шатц, работавший в Иране под «крышей» американского департамента по сельскому хозяйству. Он ранее укрывался в шведском посольстве, ночуя прямо на полу, а затем – в апартаментах шведского консула Сесилии Литандер. Шестеро американцев пробыли у канадцев 79 дней.
Отбирают лавры у канадцев
Президент США Джимми Картер, комментируя сюжет «Арго», внёс следующую поправку: «90% вклада в идею и доведение операции до конца принадлежит канадским спецслужбам». Он также напомнил, что главным героем был канадский посол Кен Тейлор, а вовсе не Тони Мендес.
По словам полковника Кузьмина, и в самом деле операцию по спасению шестерых заложников начал канадский посол в Иране Кен Тейлор и канадский иммиграционный чиновник Джон Шердаун, а вовсе не ЦРУ. В итоге было решено вывезти попавших в беду шестерых сотрудников американских спецслужб международным рейсом, предоставив им канадские паспорта.
И только после этого ЦРУ задействовало своего эксперта по маскировке и эксфильтрации Тони Мендеса. Он должен был разработать легенду прикрытия, найти подходящую одежду, материалы для смены личностей заложников. Затем Мендес вместе с помощником вылетели в Тегеран. У них было несколько альтернативных паспортов для различных вариантов развития сценария. Основная история прикрытия основывалась на выдаче шестерых шпионов за киносъёмочную команду, подыскивающую места для съёмок фильма. С помощью голливудского ветерана визажиста Джона Чамберса был разработан набросок сценария фильма «Арго» с декорациями Среднего Востока. Легенда о съёмке фильма также рассматривалась как прикрытие для отправки в Тегеран вооружённой команды с целью освобождения посольства. Эта деталь операции «Арго» до сих пор держится в строгом секрете.
Большинство ляпов этой шпионской истории и сейчас скрывается. И лишь о некоторых стало известно из книги Мендеса «Мастерство маскировки». Так, при подготовке виз была допущена ошибка. Разработчики не учли, что Новый год в Иране начинается в конце марта. Эту ошибку заметил чиновник канадского посольства, когда проверял документы. Мендес захватил с собой несколько дополнительных паспортов и проставил в них новые штампы виз, которые на этот раз соответствовали иранскому календарю.
В гостях у канадского посла американцы проводили недели за чтением и игрой (в основном в карты). Со временем у иранцев возникли подозрения, начались сомнительные телефонные звонки и прочая подозрительная активность, заговор был под угрозой раскрытия. И тогда канадским спецслужбам удалось за 3 млн. долларов купить «коридор» в иранском аэропорту. Об этом в фильме ничего не говорится. Иначе нельзя было бы показать эффектные сцены прохода американцами таможни и поста стражей исламской революции, и также кульминацию фильма – погони на автомобилях за улетающим самолётом.
Как утверждает Николай Фёдорович, чтобы снизить риск провала, улетали американцы из Ирана не всей группой из шести человек, как показано в фильме, а поодиночке, разными рейсами. Остальных 52 заложников освободили при посредничестве Алжира гораздо позже, в первый день уже нового президента Рейгана. За это пришлось разморозить иранские счета в США на сумму 5,3 млрд. долларов.
В конце фильма Тони Мендеса должны на закрытой церемонии наградить высшей наградой ЦРУ – «Звездой разведчика». Вклад канадских спецслужб остался за кадром.