Разведка неотделима от опасности и риска. Тайная война даже в мирное время не обходится без жертв. Бойцы невидимого фронта зачастую рискуют не только личной свободой в случае провала, но и своей жизнью.
Особенно опасно работать в горячих точках. И раньше нашим разведчикам на Ближнем Востоке требовалось немалое мужество, чтобы выполнить задание Центра. А сейчас в Сирии они проявляют настоящий героизм. Cмерть здесь подстерегает на каждом шагу. Лишь чудом остались в живых представители российских спецслужб во время недавнего теракта в Дамаске.
Третий тост
Полковник Артём Борисович Н. недавно вернулся из Сирии. Раньше мы не раз пили с ним чай в афганском Баграме, чеченском селении Тусхарой, в приднестровских Бендерах… В горячих точках он не признавал никакого спиртного. И нашей журналистской братии на предложение выпить всегда отвечал словами из песни Владимира Высоцкого: «Нет, ребята-демократы, только чай!»
А вот теперь в своей московской квартире полковник расслабился. Артём Борисович в третий раз налил в рюмки водку. По традиции выпили не чокаясь, молча. Третий тост.
Потом вспоминали погибших товарищей, друзей и просто знакомых. Полковник рассказывал о главе сирийской службы безопасности генерале Хишаме Бахтияре. Он в этот день скончался от ран, полученных при прогремевшем 18 июля в штаб-квартире его ведомства в Дамаске взрыве.
В результате теракта, совершённого смертником, в тот же день погибли несколько высокопоставленных сирийских силовиков: министр обороны генерал Дауд Раджха; его заместитель, руководитель военной разведки – зять президента Башара Асада Асеф Шаукат; глава следственного аппарата cлужбы разведки Сирии, двоюродный брат президента Башара Асада Хафиз Махлюф и начальник антикризисного штаба Хасан ат-Туркмани.
По словам Артёма Борисовича, лично ему, как человеку православному, жалко всех погибших. Но больше всего он скорбит по единоверцу – своему хорошему знакомому, министру обороны Сирии Дауду Раджхе. Ведь познакомились они в церкви, куда вместе с дочерью Марией регулярно приходил помолиться этот сирийский христианин.
С погибшим Асефом Шаукатом Артём Борисович лично не был знаком. Видел его лишь несколько раз на официальных приёмах. Но историю его сказочного возвышения хорошо знает. Главному военному разведчику Сирии сделать карьеру помогла вторая женитьба. Бедный офицер, он полюбил «дамасскую принцессу» – красавицу Бушру, дочь президента Хафеза Асада.
Семья президента была против – Шаукат был беден и незнатен, разведён, да и на десять лет старше юной Бушры. Но влюблённая пара сбежала в Рим и обвенчалась, несмотря на угрозы родителей. И лишь содействие Башара Асада позволило молодожёнам вернуться в Дамаск и помириться с президентской четой. Но не все родственники приняли быстро возвысившегося Асефа. Один из них даже стрелял в мужа своей сестры. Но Асеф Шаукат тогда уцелел. Не взял его и яд во время второго покушения, о котором сообщалось в мае 2012 года. Тогда заговорщики попытались отравить всю семью Асада и его помощников. Но яд не подействовал, и им пришлось перейти на взрывчатку. Они нашли в Службе безопасности предателя, фанатичного исламиста, который и осуществил теракт.
Справка «АН»
В Сирии создана целая система спецслужб. Все они работают независимо друг от друга, но замыкаются на одном человеке – президенте Башаре Асаде. Управление политической безопасности (УПБ) занимается наблюдением и надзором за оппозицией и за деятельностью иностранцев, находящихся в стране.
Главное управление безопасности (ГУБ) – фактически тайная полиция Сирии. Она разделена на три отдела. Отдел внутренней безопасности занимается надзором за населением страны. Два других отдела ГУБ ведут работу вне сирийской территории.
Воздушные разведывательные силы (ВРС). В своё время покойный президент Хафез Асад был главой ВВС Сирии, поэтому ВРС были, по сути, его личной разведкой.
Военная разведка. Формально в её обязанности входит чисто военный круг вопросов. Однако она по своей линии занимается и вопросами всего спектра безопасности.
Служба внутренней безопасности – это политическая полиция Сирии. С 2000 г. и до перехода на пост заместителя министра обороны – руководителя военной разведки её возглавлял генерал Асеф Шаукат.
Республиканская гвардия – это придворная охранная военизированная спецслужба-часть. Её численность – около 10 тыс. человек, в её задачу входит охрана центральной части Дамаска и президентского дворца.
Взрывы у штаб-квартиры разведки
– Этой зимой в Дамаск впервые прилетал директор Службы внешней разведки России Михаил Фрадков. Говорят, на него тоже планировалось покушение? – не удержался я от острого вопроса.
– О делах соседей ничего не знаю, не моя епархия, – ушёл от прямого ответа полковник. – Но 19 июля после совещания главных сирийских силовиков в штаб-квартире службы безопасности должны были состояться встречи с нашими представителями. Слышал, что кое-кто из российских советников был в тот момент рядом с местом теракта. Лишь по счастливой случайности россиянин не пострадал.
Артём Борисович рассказал, что теракт в штаб-квартире службы безопасности Сирии был далеко не первым. Поэтому российские военные советники и представители наших спецслужб предпочитают встречаться со своими сирийскими коллегами в менее заметных объектах. Полгода назад уже прогремели взрывы двух автомобилей в Дамаске, в результате которых погибли более 30 человек. Они были направлены против российской разведки.
Об этом сообщила английская газета The Guardian со ссылкой на телевидение Сирии. «В телерепортаже говорится о том, что целью террористов была российская разведка», – пишет издание.
Тогда в Дамаске двое террористов-смертников привели в действие взрывные устройства, установленные в двух автомобилях рядом со штаб-квартирой службы безопасности. Туда на совместное совещание должны были приехать высокопоставленные сотрудники российской разведки. К счастью, они на полчаса опоздали. Поломка микроавтобуса спасла им жизнь.
Террористы-смертники тогда взорвали другие машины. В результате теракта погибли более 30 человек, ещё более ста получили ранения. Сирийские власти возложили ответственность за взрывы на боевиков из международной террористической организации «Аль-Каида». Как пишет The Guardian, на заминированных автомобилях были прикреплены фотографии убитого в марте 2011 года лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена.
Мнение эксперта
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в выступлении на радио «Вести-FM» выдвинул свою версию о заказчиках недавнего теракта в Дамаске. Он считает, что взрыв в штаб-квартире Службы безопасности был санкционирован самим Асадом. Это называется «огонь по штабам». Президент заподозрил, что люди, собравшиеся на секретное совещание, готовили дворцовый переворот. Мол, они продались катарскому эмиру Халифу Аль Тани и старому саудовскому дому Абдель Азизу ибн Сауду. И Асад просто опередил заговорщиков. Поэтому он не присутствовал на их похоронах. На днях президент Сирии сменил почти всю верхушку спецслужб, назначив на высшие посты семь новых генералов.
Запутанный узел
Полковник после третьего тоста убрал в холодильник недопитую бутылку водки. Из закипевшего чайника плеснул в пиалы горячей воды. По старой привычке перешли на зелёный чай.
– Сейчас удобно всё сваливать на покойного Усаму бен Ладена и его «Аль-Каиду». Но я лично не верю, что охоту за нашими разведчиками в Дамаске ведёт только эта организация. Сейчас в Сирии такой запутанный узел, что сам чёрт не разберёт, кто с кем воюет. Одно точно знаю: за радикальными исламистами стоят самые влиятельные круги Запада и монархии Ближнего Востока. Читал материал Чарли Скелтона в английской газете «Гардиан»?
К своему стыду я ответил, что не владею английским. Тогда Артём Борисович достал английское издание и стал переводить. Оказывается, лидер и министр иностранных дел СНС (Сирийского национального совета, главной организации мятежников) Басма Кодмани бывала дважды – в 2008 и 2012 годах – на Бильдербергской конференции, тайной встрече самых влиятельных людей мира. Некоторые аналитики называют Бильдербергский клуб мировым закулисным правительством.
– Я не очень верю, что Бильдербергский клуб вершит судьбы мира, – специально усомнился в сведениях британского аналитика обозреватель «АН». – Другое дело США. Но где в Сирии рука Вашингтона?
– Она в лице другого лидера СНС – Радвана Зиаде, – усмехнулся полковник. – Он друг бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси. И сейчас поддерживает самые тесные связи с американской разведкой. Особенно со специалистами по так называемой «серой» и «чёрной» пропаганде.
Артём Борисович рассказал, что информационной войной в Сирии руководит Майкл Вайс, директор Общества Генри Джексона – собрания самых ярых ястребов США. В их распоряжении фонд в 300 млн. долларов, собранных в Саудовской Аравии и Катаре.
– Сколько же продержится под таким давлением режим Асада? – задал я главный вопрос.
Полковник пожал плечами:
– Глава израильской военной разведки генерал-майор Авив Кохави недавно заявил в кнессете, что от двух месяцев до двух лет. При этом он выразил тревогу: если режим Асада падёт, к власти в Сирии придут исламисты, спонсируемые ортодоксальными суннитскими монархиями Персидского залива. И тогда регион Голанских высот рискует превратиться в аналог Синая – центр антиизраильской террористической активности. На днях там снова взорвали газопровод, идущий в Израиль, и обстреляли евреев-пограничников. Если к братьям-мусульманам Египта добавятся дорвавшиеся до власти сирийские джихадисты, то опасность терактов умножится. И война станет неизбежной.
…А пока в Дамаске рискуют жизнями российские разведчики.